Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

Кириленко Юлия Сергеевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 22 Адмиралтейского района, Санкт-Петербург

Одной из ведущих потребностей старшего дошкольного возраста является творческая активность. Обширное деятельное познание окружающего мира вызывает у детей 5-6 лет желание еще раз как бы «пережить» события, явления, факты, поразившие, удивившие или огорчившие их. Юные художники стремятся поделиться своими впечатлениями о мире с окружающими людьми.
Известный педагог В. А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руково­дстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети живут в этом мире красоты, а не просто перено­сят на бумагу предметы и явления окружающего мира.
В дошкольном возрасте складываются наиболее благоприя­тные условия для развития образного мышления и воображе­ния, процессов, которые составляют основу творческой деятельности. А само воображение вообще является одним из психологических новообразований дошкольного периода. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных за­дач дошкольного воспитания, которые мы решаем в своей плановой работе со старшими дошкольниками. И, признавая необходимость обучения, мы отмечаем, как значимый для развития творческих способностей детей призыв Сухомлинского давать простор для детской фантазии.
Наша цель - создать условия, способствующие развитию творческих способностей, воображения, фантазии детей 5-6 лет. Для ее достижения мы остановили свой выбор на средствах нетрадиционного рисования - тех окружающих ребенка предметах, которые он, возможно, и не предполагал использовать в художественной деятельности. Помогая развивать замысел, мы каждый раз знакомим юного художника с новым способом его воплощения. И уже теперь в его руке не кисть, а трубочки, сухие листья и веточки, мятая бумага, поролоновые губки, спичечные коробки, ватные палочки, упаковочная пупырчатая бумага и многое другое.
Большинства используемых нами в работе нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как итог игрового действия.
Для старшего дошкольного возраста могут быть использованы следующие техники:
- граттаж;
- отпечатки листьев;
- оттиск поролоном;
- монотипия;
- набрызг;
- кляксография обычная и с трубочкой;
- рисование мятой бумагой;
- рисование зубочисткой;
- рисование мыльными пузырями.
В игре-рисовании нетрадиционными техниками дошкольник всегда успешен, усидчив, смел. Благодаря этой маленькой игре мы помогаем застенчивому ребенку преодолеть свой страх «плохого, неправильного результата», выразить в рисунке свои переживания и чувства, дать ребенку свободу и вселяем уверенность в свои силы и в успех его замысла.
На первых занятиях шаг за шагом от простого к более сложному мы знакомим детей с особенностями и возможностями нетрадиционного рисования. В дальнейшем, уже владея разными способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора инструмента своей художественной деятельности. Многие дети не останавливаются на изученном. Дошкольники, развивая свою наблюдательность и любознательность, и в самостоятельной деятельности начинают экспериментировать с предметами, предлагая их как художественный инструмент.
Отсюда рождается своеобразие, выразительность и творческая неповторимость детских работ. А оригинальность образа, продукта детской деятельности, - наиболее яркий по­казатель развития творческого воображения.

Сентябрь 2022