воспитатель
КОУ ВО "Руднянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ", Воронежская область, с. Рудня
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ОВЗ прописано, что необходима работа по выявлению индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и понимание зон их ближайшего развития, создание особых условий, способствующих развитию, социализации и раскрытию потенциала, организация пространственной среды. Такие направления деятельности необходимо включать в общеобразовательную среду, влияющую и способствующую комплексному развитию.
В коррекционной образовательной среде одним из основных направлений работы является адаптация и социализация обучающихся с ОВЗ. Процесс обучения и воспитания инклюзивной среды строится на тех же принципах: осознание ценности человека, социализация обучающихся, воспитание культуры общения, поведения.
В общеобразовательную среду при помощи технологии создания организационно-педагогических условий инклюзивного образования включены занятия, имеющие направленность на адаптацию в социум, развитие творческого потенциала и самостоятельности. При такой форме организации занятий все ученики получают необходимый социальный опыт, который не даётся в общеобразовательной системе. Одной из важнейших особенностей инклюзивного образования является положительное воздействие на всех обучающихся. Организация и включение их в различные формы деятельности способствуют тому, что помимо саморазвития, увеличения мотивации к процессу обучения они начинают взаимодействовать со сверстниками, имеющими ОВЗ, на равных.
Независимо от представленной программы важно применять в работе учителя различные формы деятельности – театральные постановки, различные ремесла, спортивную деятельность, танцевально-двигательные терапии (пассивное и активное участие).
Организация занятий с обучающимися: структура построения занятий в общеобразовательных организациях и организациях, реализующих АООП примерно схожая, но в процессе урока имеются специфичные особенности, присутствующие в конкретном типе организации. Часто на занятиях в общеобразовательных организациях учитель даёт материал из учебника и задание изученного параграфа по теме, которую проходили на уроке. Ориентация в таком случае идёт больше на теоретическую часть, которую учащийся должен усвоить самостоятельно и закрепить при выполнении домашнего задания. В организациях, реализующих АООП, учителя ориентированы больше на практическую деятельность. При объяснении материала приводятся примеры из жизненного опыта детей и оценивается актуальность предмета и изучаемой темы.
Проанализировав структуру построения учебных занятий, можно сделать вывод, что в общеобразовательных организациях из-за ориентации на теоретическую часть обращается недостаточно внимания на практические навыки и представления (без учёта уроков физической культуры и технологии). Исходя из этого, синтезировав материал, можно предположить, что применение практических заданий и способов подачи материала в общеобразовательных организациях будут способствовать всестороннему развитию и обучению детей с ОВЗ.
Выбор типа урока и использования различных форм деятельности зависит от педагога. При применении различных теоретических и практических способов подачи материала учителю важно определить, что необходимо показать учащимся, что вывести на первый план и что должно закрепиться в умениях, а после перейти в навык.
Во время учебных занятий, при подаче материала наглядно-образным способом, происходит плавный переход в словесно-логический тип мышления – в сознании откладывается представление об определённом принципе деятельности в том или ином предмете, явлении.
Другая сторона такого способа подачи материала – неготовность учителей подбирать наглядный материал, выстраивать урок через практическую деятельность и применять инновационные методы и способы обучения.
Таким образом, обучение проходит в виде представлений и ассоциаций изучаемой темы, другими словами – это переход теории в практику через показ и пробы полученных знаний от учителя и из учебника. При использовании описываемого способа обучения отмечается повышение активности учащихся в классе, улучшается работоспособность и создается мотивация к учению.
Создание особых условий как важного компонента в инклюзивном образовании связано с учетом особенностей развития каждого обучающегося конкретной образовательной организации. Но нельзя забывать и о том, что внедрение инклюзивного образования сложно осуществить без комплексной и налаженной работы группы специалистов, создающих эти необходимые дополнительные условия. В работе образовательных организаций, реализующих АООП, наличие специалистов, сопровождающих обучающихся, является одним из обязательных требований в организации образовательной деятельности. Требования же к профессиональной деятельности этих специалистов нуждаются в дополнительных разъяснениях, поскольку в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обращается внимание лишь на уровень профессиональной подготовки специалистов.
Создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями связано с диагностикой имеющихся у них отклонений и с последующим определением необходимой индивидуальной коррекционной помощи. Так как форм и видов нарушений много, то существует многообразие в вариативности предоставления специальных условий.
В работе делается акцент на трёх участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и родителей. Педагог, в первую очередь, занимается организацией деятельности ребёнка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также включением родителей в образовательную среду. Он является инициатором по включению, социализации и адаптации всех участников образовательного процесса. В результате правильно выстроенной работы деятельность педагога уменьшается, далее инициатива исходит от обучающихся и родителей.
При определении векторов развития для педагога важно выходить за рамки образовательной программы, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося. Должна присутствовать готовность применять в работе инновационные методы и подходы в подаче материала, организации занятий и воспитании отдельных социальных норм.
Педагогу важно предлагать родителям определять окружающую среду своего ребенка и создавать её вариативность (дополнительные занятия, секции, кружки, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы). Для работы с обучающимися необходимо непрерывно организовывать процесс обучения и воспитания, который должен быть последователен и цикличен. Особенно этот критерий важен для обучающихся с ОВЗ. Педагог должен быть гибким и поддерживать инициативу других педагогов, обучающихся и родителей в иных формах, темпах и выборе способов получения образования.
Как и в коррекционной образовательной среде, индивидуальный подход остаётся одним из главных в инклюзивной сфере обучения. И индивидуализация обучения способствует тому, что каждый обучающийся сможет получить качественное образование на основе своего образовательного маршрута. Принципы, на которые педагог должен основывается в своей работе: принцип социализации, принцип воспитания норм культуры и антропологический принцип.
Для работы с обучающимися педагоги предлагают вести портфолио. На самом деле результаты портфолио не анализируются и на их основе не делаются заключения по возможным вариантам развития обучающихся и выстраивания работы с ними. Портфолио необходимо для анализа изменений качества выполнения работ, деятельности обучающихся, их активности, мотивации и стремления к отдельным образовательным предметам. Учитель должен научить обучающихся работать с портфолио, вносить необходимые данные, выстраивать определенную структуру и сопоставлять результаты работы в разных видах деятельности.
Педагогу необходимо вести дневник учителя для создания особой базы знаний о классе и учащихся в нём. Учитель, который ведёт такой дневник, знает особенности своих учеников, составляет характеристики на каждого обучающегося, видит изменения в процессе обучения, способен на основе данных анализировать различные действия каждого отдельного обучающегося и на основе этой информации выстраивать работу по коррекции и развитию детей.
В результате эксперимента выявлено, что родители готовы работать с ребёнком и заниматься с ним, но нужно предлагать те направления в работе с ребёнком, которые заинтересуют его и будут направлены на улучшение внутрисемейных отношений, развитие самого ребёнка, повышение мотивации к обучению и снижению негативных реакций. Родители – полноправные участники образовательного процесса и должны активно включаться в него. Педагог должен организовать правильное включение и родителей и обучающихся.
Выводы
Инклюзивная среда способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ, их адаптации, социализации, получению знаний, усвоению правил и норм общения в коллективе. В инклюзивной среде у обучающихся, развивающихся в онтогенезе, воспитывается толерантность, умение заботиться о других людях, основой инклюзии для «обычных школьников» является воспитание гуманистических ценностей. Вся работа в инклюзивной среде направлена на развитие творческого потенциала всех обучающихся. В связи с всесторонним развитием каждого обучающегося и плюсами для всех категорий учащихся, тема остается актуальной. Ведутся разработки по созданию инклюзивной среды в общеобразовательных организациях. Образование имеет большую значимость для обучающихся с ОВЗ, чем для «обычных» детей. Обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности, получают не только знания, умения и навыки в преподаваемых предметах, но и адаптируются для жизни и взаимодействия в социуме.