воспитатель
МБДОУ № 105, г. Мурманск
Актуальность:
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные техники рисования.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно – изобразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе детей. Проблема развития творчества детей всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно – творческой деятельностью. Развивающая среда мотивирует детей к творчеству. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Цель: Создать условия для развития художественно – творческих способностей дошкольников.
Задачи:
1. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники.
2. Развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника.
3. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность, наблюдательность.
Техники, используемые в работе:
Аппликация из круп
Рисование на снегу
Рисование солью
Рисование вилками
Конструирование из овощей и фруктов
Рисование вилками «Зимнее дерево» Цель: Познакомить детей с новой техникой – рисование вилкой. Задачи: Развитие творческого мышления, воображения, самостоятельности, аккуратности. Для работы потребуется гуашь, палитра, одноразовая вилка. На палитру выкладываем гуашь, разбавляем её небольшим количеством воды. Вилку прижимаем к краске и нажимом наносим на лист бумаги, дополняя рисунок.
Аппликация крупами «Ёжик» Цель: Познакомить с техникой – аппликация крупой и семенами. Задач: развитие мелкой моторики, воображения, внимания, усидчивости. Развивать творческие способности. Для работы потребуется клей ПВА, гречневая и рисовая крупа, семена подсолнуха, фасоль. На заготовленный рисунок наносим клей ПВА, выкладываем крупу и семена по замыслу. Даём высохнуть.
Рисование солью «Мухоморчик» Цель: Познакомить детей с новой техникой – рисование солью. Задачи: Развитие творческого мышления, внимания, воображения, аккуратности. Для работы понадобится клей ПВА, соль, акварель, баночка с водой, кисточка. На заранее заготовленный рисунок наносим клей ПВА, засыпаем солью и даём высохнуть. Кисть смачиваем водой, набираем краску и тычками наносим на поверхность с солью. Даём высохнуть.
Конструирование из овощей и фруктов «Дары осени» Цель: Научить детей использовать в творчестве различные материалы. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Для творчества понадобятся овощи, фрукты, зубочистки.
Рисование на снегу «Чудная картина» Цель: Познакомить с новой техникой - рисование на снегу. Задачи: Научить создавать рисунки на снегу. Развитие творческого мышления, воображения, аккуратности, творческих способностей. Для работы понадобятся бутылки с распылителем, гуашь, разведённая водой.
Нетрадиционные техники художественного творчества играют важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ценным является не конечный результат - продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации – является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на развитие речи, развивает сенсорные способности, воображение, мышление, внимание и усидчивость. Способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Это толчок к развитию самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.