Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова Тамара Николаевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 1 с. Янтиково"

«Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа.

Без нее мы не можем прожить».

Н. Доризо

Становление экологической культуры личности в настоящее время является одной из главных задач современного образования.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведение в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Воспитание экологической культуры осуществляется через разные виды деятельности ребёнка: конструирование, чтение, наблюдения, эксперименты… Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
Роль среды, как фактора формирования развивающейся личности, подчеркивалась рядом выдающихся педагогов, психологов. Она обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка.
Наиболее традиционными экологическими пространствами, как формами организации зеленой зоны, в детском саду являются групповые уголки природы. В нашей
группе также оборудован уголок природы, где разместились комнатные растения с различными видами листьев, стеблей, муляжи фруктов и овощей, игрушки, изображающие диких и домашних животных. С помощью родителей создан макет-дерево «Времена года», где дети знакомятся с месяцами каждого времени года. В уголке имеются дидактические игры и пособия экологического содержания («Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Четыре времени года»), книги, энциклопедии с иллюстрациями о жизни животных и растений.
Детей своей возрастной группы учу наблюдать, анализировать и делать выводы об окружающем мире. Опытным путем дети усваивают свойства объектов и явлений природы (игра с солнечными зайчиками, полив из лейки), результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок-вода), связи, возникающие между предметами и явлениями (сухой песок не лепится, мокрый – лепится). У детей стали ярче проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем, почему, где? Мыслительная деятельность ребят стала проявляться активнее.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию экологической культуры опираюсь на их чувственное восприятие и сенсорное развитие, широко использую простейшее экспериментирование, решение простейших ситуаций, разнообразные игровые, словесные и наглядные методы.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому уделяю значительное внимание
взаимодействию с родителями, которую провожу в форме групповых собраний с целью информирования о совместной работе и стимулирования, активного в ней участия, консультации, организации различных мероприятий с участием родителей (акция «Накормим птиц», утренники «Осенний бал», «Встречаем весну» и др.), туристические походы на природу и т.д.
Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие педагог-ребенок-родители приводит к решению основной цели образования, то есть формированию у детей экологической культуры.
Список литературы:
1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7. – С. 15.
2. Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Как научить детей любить природу. // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 7. – С. 21.
3. Методика ознакомления с природой в детском саду. / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2001. – 225 с.
4. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь: Сфера, 2005.
– 201 с.
5. Николаева С.Н. Создание условий экологического воспитания дошкольников. – М.: Просвещение, 2003. – 230 с.
Октябрь 2022