Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОБЛЕМЫ ВЫСТРАИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гладышева Елена Владимировна
методист
ГАПОУ СО "Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова", г. Вольск, Саратовская область

Вопросы повышения квалификации и профессиональной переподготовки являются в настоящее время одной из самых актуальных тем современного образования.
В настоящее время отчетливо обозначились две тенденции в развитии содержания системы ДПО: ориентация на текущие потребности рынка, интересы работодателей и стратегическая ориентация, направленная на всестороннее развитие личности, формирование творческих компетенций персонала в рамках инновационной системы ДПО.
В целом созданная система ДПО, охватывающая все категории работников, ориентирована на обеспечение всех областей экономики, особенно производственных отраслей и социальной сферы, необходимым персоналом, обладающим современными профессиональными знаниями.
Идеологией решения этой задачи является тесная интеграция базового предприятия – заказчика трудовых ресурсов и будущего работодателя, с образовательной системой – поставщиком этих ресурсов.
С 2019 года в России разработан проект «Содействие занятости» один из национальных проектов «Демография». Благодаря данному проекту россияне из незащищённых социальных групп могут пройти обучение или переобучение, чтобы устроиться на работу, открыть своё дело или работать в качестве самозанятого.
Речь, в частности, о:
·           безработных, зарегистрированных в службе занятости;
·           гражданах, которые находятся под риском увольнения (включая тех, у кого введён режим неполного рабочего времени, простой, временно остановлены работы, предоставлены отпуска без сохранения зарплаты, проведены мероприятия по высвобождению работников);
·           гражданах от 50 лет и старше;
·           лицах предпенсионного возраста;
·           женщинах в отпуске до достижения ребёнком трёх лет;
·           неработающих женщинах, у которых дети‑дошкольники;
·           некоторых лицах до 35 лет включительно (например, если человек не работал более четырёх месяцев по окончании службы по призыву или получения диплома).
Дополнительное профессиональное образование - это программы краткосрочной, средней и длительной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности, и дающие возможность смены сферы деятельности.
Дополнительное профессиональное образование имеет ряд преимуществ по сравнению со вторым высшим очным или заочным образованием:
·           содержательность;
·           экономия временного ресурса;
·           доступность;
·           возможность ведения профессиональной деятельности в новой сфере;
·           максимальная приспособленность к потребностям обучающихся.
Уникальной особенностью дополнительного профессионального образования является способность моделировать и конструировать обучающие курсы из программ профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, краткосрочных семинаров, тренингов, мастер-классов, достигая таким образом максимальной специализации и наиболее полного соответствия желаниям потребителя.
В нашей стране действует разветвленная система ДПО. К ее институциализированным формам относятся отраслевые институты повышения квалификации и переподготовки работников, корпоративные университеты, центры ДПО.
В настоящее время выделяются следующие виды программ ДПО:
- программы профессиональной переподготовки;
- программы повышения квалификации.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения (за исключением программ повышения квалификации государственных гражданских служащих):
- краткосрочное (не менее 72 часов) обучение;
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
- длительное (свыше 100 часов) обучение.
Профессиональная переподготовка подразделяется на два вида:
- программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности (свыше 500 аудиторных часов);
- дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительных квалификаций - не менее 1000 часов.
Несмотря на то, что в последнее десятилетие чрезвычайно востребованы и повышение квалификации, и переподготовка кадров, а сама система ДПО активно развивается, в ней имеются существенные недостатки.
Современные проблемы реализации программ дополнительного профессионального образования, во многом связаны с отсутствие непрерывности и преемственности подготовки в системе ДПО. Особенно это заметно при организации процесса повышения квалификации кадров. В соответствии с профессиональными нормативами каждый специалист регулярно, то есть не реже одного раза в три года, должен повышать квалификацию. В идеале система ПК должна обеспечивать планомерное обновление знаний и умений специалиста в течение всей профессиональной карьеры. Однако на практике процесс повышения квалификации чаще всего осуществляется стихийно, то есть специалист обычно выбирает тематику курса из имеющихся предложений. Несмотря на то что организации ДПО стараются постоянно обновлять учебные планы и предлагать слушателям актуальные темы, все же выбор слушателями курсов весьма ограничен, и одна и та же программа может «обкатываться» годами.
В настоящее время все большую популярность приобретают дистанционные формы ПК и ПП. Их достоинствами являются: возможность обучать слушателей без отрыва от производства, массовый охват целевой аудитории, многократное использование образовательных программ, относительная дешевизна процесса подготовки кадров. Основные усилия преподавателей ДПО, осуществляющих дистанционное обучение, направлены на подготовку учебных материалов (электронных лекций, кейсов, проверочных тестов, тематики контрольных, выпускных квалификационных работ и др.), на создание банка видеозаписей, подготовку и проведение вебинаров, онлайн-практик, телеконференций. Если раньше преимущественно использовались асинхронные формы взаимодействия преподавателей со слушателями – пересылка учебных материалов по электронной почте, то сейчас активно применяются Zoom, Microsoft Teams и другие сервисы для проведения занятий со слушателями в режиме реального времени.
Однако у дистанционной формы ПК и ПП имеются свои недостатки. Самый главный недостаток заключается в том, что цель – формирование практических умений и навыков специалистов, освоение ими современных способов профессиональной деятельности – часто не достигается. При дистанционном обучении используется все тот же «валовый подход» к подготовке, который не позволяет должным образом учитывать образовательные потребности и познавательные особенности разных категорий слушателей. Сами обучающиеся лишены возможности непосредственно взаимодействовать между собой, обмениваться друг с другом накопленным опытом, устанавливать полезные деловые связи. Это во многом снижает учебную мотивацию, результатом чего становится формальное, а иногда и несамостоятельное выполнение тестовых заданий, контрольных и выпускных квалификационных работ. В некоторых случаях дистанционное повышение квалификации работников проводится по решению администрации предприятия «ради галочки», поэтому оказывается совершенно неэффективным.
Учитывая наличие перечисленных выше недостатков, можно констатировать, что результативность ПК и ПП слушателей часто бывает невысока, так как нарушается основное назначение системы ДПО – передача новых знаний, умений, навыков, формирование на их основе компетенций, которые затем будут активно использоваться специалистами для качественного совершенствования практики, для внедрения новых технологий и способов выполнения работы.
Подводя итог, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что в дальнейшем развитие системы дополнительного профессионального образования направлено на решение следующих приоритетных задач: организация формирования реального спроса на образовательные услуги системы дополнительного профессионального образования; реализация целенаправленных мер по увеличению мотивации в профессиональном развитии и совершенствовании (повышении квалификации и профессиональной переподготовке) специалистов.

Октябрь 2022