Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Старцева Марина Александровна
воспитатель
БУ СО ВО ЧЦПД "Наши дети", г. Череповец

Современные образовательные технологии используются для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе; они дают возможность повышать качество образования, эффективно использовать учебное время и снижать время, отведенное на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий.
Какие же существуют виды образовательных технологий?
Коротко остановлюсь на каждом виде:
1.технология проблемного обучения
Суть заключается в том, что педагог дает материал не в итоговом виде, а преподносит только основную, самую важную информацию, которая является фундаментом. Далее решаются задачи по теме совместно с педагогом и самостоятельно, делаются выводы… Огромное внимание уделяется практической части.
2. технология исследовательской работы
Ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Реализация данного метода способствует развитию у детей самостоятельности, умений сравнивать, быстро искать материал, рассуждать, обсуждать…
3. здоровьесберегающие технологии
Основная задача данного метода – сформировать у детей умения и навыки по сохранению и укреплению своего здоровья. Это физкультминутки на уроках и переменах, спортивные эстафеты и праздники…
4. технология обучения в сотрудничестве
Это работа в группах по 3-5 человек; важно включать в группы и «сильных» и «слабых» учеников, чтобы работали все.
5. игровые технологии
Игра всегда интересна и познавательна: обязательно нужно использовать в уроках игровые приемы. С помощью игр дети легче и быстрее усваивают материал.
6. метод проектов
Мне бы хотелось более подробно познакомить с проектным методом обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века, и идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Овладевая культурой проектирования, ребята приучаются творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Итак, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Существуют следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, направляет и стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность сначала по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. Учитель организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или родителей. После оценки деятельности, осуществляют рефлексию процесса. Желательна групповая рефлексия. По времени можно выделить три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и пр… Всем понятно, что ученики с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционными является действенным элементом в организации самостоятельной работы школьников. Хочется обобщить выше сказанное, все современные образовательные технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, сопереживание, взаимопомощь и честность. Современным педагогам обязательно нужно использовать новые виды технологий в своей работе, в уроках и мероприятиях!
Список используемой литературы:
1.         Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - М.: Чистые пруды, 2007 г.
2.         Гузеев В.В. Образовательные технологии от приема до философии – М:, Сентябрь, 1996 г.
3.         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие – М:, Народное образование, 1998 г.

Октябрь 2022