Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ИГРАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Белова Екатерина Валерьевна
учитель-дефектолог
ГБУСО МО КЦСОИР "Серпуховский", г. Протвино

«Источником способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, обратно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В.А.Сухомлинский

USE OF THE NON-STANDART EQUIPMENT IN GAMES FOR DEVELOPMENT OF A SMALL MOTILITY OF HANDS


Belova K.


«Sources of abilities and talent of children are on finder – tips. From finders back speaking, there are thimest streamlets, which feed a sourse of creative though».

V.A. Sukhomlinskj


Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. “Рука - вышедший наружу мозг” - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.
Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако, даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И.П. Павлов, А.Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в работе с детьми должно быть приоритетным.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость движения руки и речи – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, ипликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Для пальчиковых игр подойдут:
- мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
- верёвки, использование молний, крючков, кнопок, липучек и так далее, также стимулирует развитие мелкой моторики;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
- орехи, шишки, фасоль, ракушки;
- решетка для раковины;
- бусы, пуговицы, рожки, сушки, можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев и т.д.;
- карандаши, фломастеры, палочки китайские;
- резинки для волос;
- пробки, крышки.
30 СПОСОБОВ РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
1. Составляем контуры предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
2. Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
3. Вырезаем из бумаги какие-либо фигуры (например, цветы) правой и левой рукой.
4. Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, а мелкие бусинки, бисер – на нитку с иголкой.
5. Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).
6. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки.
7. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.
8. Достаем бусинки ложкой из стакана.
9. Складываем мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
10. Наматываем нитки на катушку и сматываем её в клубок.
11. Продеваем нитки в иголку.
12. Пришиваем пуговицы и сшиваем ткань различными видами швов.
13. Стираем ластиком нарисованные предметы.
14. Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
15. Надеваем и снимаем колечко (массаж пальцев).
16. Втыкаем канцелярские кнопки в деревянный брусок.
17. Комкаем платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке,
используя пальцы только этой руки).
18. Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку, баночку.
19. Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
20. Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
21. Сжимаем и разжимаем эспандер.
22. Катаем резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами ("ёжиков").
23. Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
24. Лепим, рисуем пальчиковой краской, на крупе.
25. Перебираем крупу, чистим скорлупу у яиц, лепим фигурки из теста.
26. Заворачиваем матрешку в что-нибудь яркое, привлекательное в 4—5 фантиков от конфет. Ребенок разворачивает все фантики и аккуратно их складывает.
27. Рисуем на листе дорожку, домик, кошку. Малыш "шагает" по дорожке-обводит ее
пальчиком, цветным мелом, "рисует" пластилином, кисточкой.
28. Лепим из пластилина угощение для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки), украшаем их крупой, бусинками и т. д. Вырезаем из плотного картона тарелочки, малыш красиво раскладывает на них угощение.
29. Строим из одноразовых стаканчиков замки.
30. Используем игры на липучках.
Библиографический список
1.         Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи. М.: АСТ, 1999.
2.         Данилова Л., Пальчиковые игры. М.: Издательство: Росмэн, 2008.
3.         Драко М.В., Развивающие пальчиковые игры. Минск, 2009.
4.         Навицкая О. П., Ум на кончиках пальцев. Москва, 2006.
5.         Хвастовцев А., Умные ручки. Новосибирск, 2008.
6.         Шанина С. Е., Гаврилова А. М., Играем пальчиками — развиваем речь. Москва, 2008.
Октябрь 2022