учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы"
Развивающее образование предполагает наличие групповой работы учащихся. Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.
Технология группового обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: формирование у учащихся таких качеств, как сотрудничество, умение работать в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения.
Технология групповой работы включает в себя ряд этапов. Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного взаимодействия друг с другом при фронтальной работе. Следующим этапом является обучение младших школьников деловому взаимоотношению. При этом, учебное сотрудничество рассматривается не как цель, а как средство обучения. На этом этапе введения групповой технологии необходимо учитывать оптимальное сочетание групповых форм обучения с фронтальными и индивидуальными. Невозможно строить процесс обучения лишь на основе групповой технологии, да и это не всегда эффективно.
В ходе овладения учащимися навыками групповой работы необходимо усложнять содержание материала, над которым работают группы. Постепенно от заданий репродуктивного характера группы переходят к работе, требующей преобразующей и поисковой деятельности. Наиболее эффективна групповая работа тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом, обращению за помощью, совместное обсуждение возникшей догадки
Особенностью групповых технологий является то, что результат, полученный учащимися, является коллективным продуктом их самостоятельной деятельности. Поэтому оцениваться должна, прежде всего, деятельность всей группы в целом.
При групповых методах работы действуют следующие принципы:
-взаимного обогащения;
-обмена информацией;
-активности (исчезает анонимность деятельности);
-использования личного опыта;
-взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания;
-ответственности и долга;
-общего анализа деятельности.
При групповой работе действуют также воспитательные задачи:
-умение слушать и слышать;
-правильно воспринимать обучающую задачу;
-умение правильно относиться к своей работе и коллективной;
-умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
-умение подчиняться правилам поведения в группе;
-преодолевать трудности, конфликты;
-это мощный фактор психического развития учащихся;
-общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости;
-практикуются контроль и оценка ситуации.
Плюсы группового обучения:
-психологический комфорт в общении;
-воспитательное значение;
-создание творческого характера мышления в работе;
-возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам;
-возможность добывать знания самостоятельно;
-момент игры;
-возможность открыто помогать друг другу;
-учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
-отсутствуют дисциплинарные нарушения;
-учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:
-возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
-меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
-сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
-растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
-учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Результатами моей работы по данной технологиям считаю:
- готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром;
- способность использовать средства речи для получения и передачи информации;
- умение участвовать в диалоге;
- способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности;
- способность переводить практическую задачу в учебную;
- способность решать учебную задачу творчески.