воспитатель
СП "Детский сад № 11 комбинированного вида" МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида Рузаевского муниципального района
1. Условия возникновения и становления опыта
В условиях реализации ФГОС в ДОУ особенно важно уделять внимание гармоничному всестороннему развитию ребенка. Я считаю, что, мир природы дает максимальные возможности для полноценного развития детей дошкольного возраста. Продуманная, качественная прогулка, организация эффективного экологического обучения развивает мышление, способность видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Под умелым руководством взрослого ребенок обогащает свои знания об окружающем мире, у него формируется правильное отношение к живому, появляется желание созидать, а не разрушать.
Свою педагогическую деятельность я начала с организации работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста. С первых дней педагогической практики в основу работы по экологическому воспитанию я включала опытно – исследовательскую деятельность детей, так как ребенок лучше усваивает любые знания в том случае, когда сам все увидит и прочувствует, и с помощью взрослого придет к результату. В нашем случае результат – всестороннее развитие личности воспитанника.
Ознакомление детей дошкольного возраста в ДОУ рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
1. Формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
2. Воспитание гуманного эмоционального положительного пережитого отношения к окружающему миру;
3. Развитие познавательного интереса к миру природы, любознательности, творческой активности;
Реализация поставленных задач ведет к полноценному развитию личностных качеств ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Свою педагогическую деятельность по экологическому воспитанию детей я старалась реализовать наиболее эффективно и продуктивно. Я поставила перед собой цель найти наиболее эффективную форму работы в данном направлении в условиях детского сада.
Наиболее эффективными формами работы по экологическому образованию и воспитанию считаются формы, в которых воспитанники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт исследования и использования знаний в практической деятельности. К таким формам организации адресной деятельности по экологическому воспитанию можно отнести:
· Экскурсии;
· Прогулки;
· Экспериментирование;
· Наблюдение;
· Экологические акции;
· Проекты;
Для получения экологических знаний и последующего их применения я создала в группе следующие условия:
· Экологический центр (детская и энциклопедическая литература природоведческого и энциклопедического характера, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений)
· Опытный участок на групповой территории
· Сезонный «Зеленый огород»
· НОД в рамках образовательной области «Познание»
Проведение различных акций и проектов так же формируют экологическую культуру дошкольников. Поэтому они стали основной формой работы по данному направлению. В процессе реализации педагогической деятельности на начальном этапе по экологическому воспитанию посредством использованных форм работы, описанных выше, я столкнулась с некоторыми трудностями:
1. Низкая мотивация детей младшего дошкольного возраста
2. Низкая познавательная активность детей младшего дошкольного возраста
3. Нежелание родителей принимать участие в жизни группы и совместной досуговой деятельности по экологическому воспитанию
Данные проблемы были решены в условиях ДОУ путем собственного самообразования, обучением на курсовой подготовке, индивидуальной и групповой работы с родителями и воспитанниками. На основании результатов работы по экологическому воспитанию с детьми младшего и среднего дошкольного возраста мною была определена наиболее эффективная форма работы – проектная деятельность.
Формирование экологических знаний и практического экологического опыта посредством использования проектов я продолжила с воспитанниками 6-7 лет и добилась положительных результатов.
2. Актуальность и перспективность педагогического опыта
Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, пробуждает положительные эмоции, обеспечивает гармоничное развитие ребенка. Именно поэтому, экологическое воспитание в дошкольном возрасте является актуальным вектором воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Наряду с формированием культурно гигиенических навыков, физическим воспитанием, музыкальным развитием экологическое воспитание является важным фактором всестороннего развития личности дошкольника. При умелом руководстве педагога из воспитанников ДОУ посредством экологической культуры и экологического образования вырастают высокоорганизованные личности с пытливым умом, креативным мышлением, высокими нравственными качествами.
3.Ведущая педагогическая идея и основная мысль педагогического опыта
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее отраслями. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, полученный им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа окружает ребенка с ранних лет, это источник новых знаний от различных природных явлений. Умение наблюдать, которое вырабатывается в процессе познания природы, побуждает ребенка анализировать, учит четко мыслить. Развитие мышления и речи в этом случае происходит как единый автономный процесс. Как педагог я считаю, что гармоничное всестороннее развитие личности является основной задачей воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС. Гармоничная личность дошкольника – это первая ступень к продуктивной успешной социализации в будущем.
Экологическое развитие ребенка дошкольного возраста является мощным катализатором его дальнейшего развития. Эффективное экологическое образование и культура возможны в случае выбора педагогом наиболее оптимальных форм работы по данному направлению. В моей педагогической деятельности использование проективной деятельности максимально решает поставленные задачи по экологическому воспитанию дошкольников.
4.Теоретическая база опыта
4.1. Становление экологического воспитания в ДОУ.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания детей.
Экологическое образование в условиях ФГОС с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно являться стержнем и обязательной составной частью подготовки детей.
Для успеха необходимо выполнение следующих условий:
- планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев с детским садом и между собой;
- организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;
- регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;
- контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу;
- изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
Экологическое воспитание в ДОУ характеризуется прежде всего вовлечением детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Это приучение детей к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.
4.2. Теоретические основы проектной деятельности.
Родоначальником метода проектов принято считать Джона Дьюи (1859-1952), американского философа и педагога. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания». Обучение должно проходить как преимущественно игровая и трудовая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Педагог же будет только помогать в познании того, что заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того. Однако, учитывая возраст воспитанников дошкольных учреждений, эта технология не универсальна. Поэтому проектная деятельность используется не вместо систематически организованной регламентированной деятельности, а наряду с ней, как компонент системы образования, вариант организации совместной и самостоятельной деятельности.
Содержание образовательной программы, по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.
Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, или организации.
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.
Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:
· Учёт интересов ребёнка.
· Деятельность без принуждения.
· Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
· Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
· Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
· Совместное с педагогом достижение цели.
5.Новизна и технология опыта
Новизна представленного опыта заключается в том, что проектная деятельность по экологическому воспитанию в моей педагогической практике является ведущей, и я реализую ее адресно через все образовательные области и режимные моменты.
Этапы проекта
1 этап – организационно-подготовительный:
· подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
· изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
· пополнение предметно-развивающей среды.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):
· анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
· формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.
3 этап – практический:
· коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
· определение содержания;
· реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
· обобщение и распространение опыта работы.
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4 этап – заключительный:
· анализ достижения целей и полученных результатов;
· определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в ДОУ.
Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
План работы воспитателя по подготовке проекта:
1. Определить цель проекта.
2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
3. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
4. Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
6. Предложить домашние задания родителям и детям.
7. Реализовать проект.
8. Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)
9. Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
Список использованной литератур.
1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми. - Сфера М, 2012.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008.