воспитатель
МАДОУ Детский сад № 85, г. Пермь
Заметно, что родители немного устали после нашей активной утренней гимнастики. А детям – хоть бы что! Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри них «Вечный двигатель, вечный дрыгатель, вечный прыгатель».
По мнению психологов, маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки и динамические паузы как эффективное средство повышения работоспособности детей. Иногда мы относимся к физкультминуткам как к досадной необходимости, нарушающей спокойное течение занятия. А на самом деле они необходимы, так как помогают снять наступающее утомление, переключить не только ребенка, но и себя на продолжение занятия.
В своей практике я использую разные виды физкультминуток: общеразвивающие упражнения; подвижные игры; дидактические игры с движениями и др. Но наибольшее предпочтение отдаю организации физкультминуток в форме танцевально-ритмических движений и упражнений под музыку.
Например, на занятии по ознакомлению детей с насекомыми в качестве физкультминутки я использую ритмический танец «Кузнечик» под музыку В. Шаинского.
Прошу родителей присоединиться и станцевать его вместе с детьми. Встаньте, пожалуйста, врассыпную и повторяйте движения вместе с нами.
Описание танца.
Во время проигрыша – ритмичные движения головой вправо-влево, руки на поясе.
Куплет.
Часть А.
1-2 – два пружинистых полуприсяда с двумя ударами рук по коленям.
3-4 – два пружинистых полуприсяда и два хлопка в ладоши перед собой.
5-8 – повторить счет 1-4.
Часть Б.
1-2 – два пружинистых полуприсяда со скресными движениями руками справа («ножницы»).
3-4 – повторить счет 1-2 в другую сторону.
5-6 – два пружинистых полуприсяда с двумя ударами кулака о кулак справа («молоточки»).
7-8 – повторить счет 5-6 в другую сторону.
Припев.
Часть А.
1-2 – прыжком – стойка ноги врозь, руки в стороны книзу, ладонями вперед.
3-4 – прыжком – стойка ноги вместе, руки на поясе.
5-8 – четыре подскока на месте с поворотом на 360 градусов вправо.
Часть Б.
Повторить движения части А.
Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала.
На занятии по ознакомлению детей со строительными профессиями можно использовать образно-игровую музыкальную композицию «Маляры» под «Песенку о ремонте» В. Шаинского.
Уважаемые родители, присоединяйтесь и потанцуйте вместе с детьми.
Описание движений композиции.
Все участники стоят врассыпную, правая рука согнута в локте, кулак у плеча (держат малярную кисть), левая – на поясе.
Вступление.
Бег с высоким подниманием бедра на месте.
1 куплет.
На слова «Мы побелим потолок…..высок» - руки вытянуть вверх, обеими руками имитировать движения «красим потолок».
И. п.: руки в стороны, ноги врозь.
На слова «В доме каждая стена…..должна» - тянуться вправо влево за руками, перенося вес тела с правой на левую ногу – в соответствии с ритмом музыки на каждый счет.
На повторение слов «быть» - правая рука вперед, «дол-…» левая рука вперед, «…-жна» - руки на пояс, две пружинки.
Припев.
«Все-у…» - 2 раза правую ногу на пятку на прыжке и в и.п. Руки одновременно раскрываются в стороны ладонями вперед и в и. п.
«…-ме-ем» - те же движения левой ногой.
«И без лишних разговоров….» - повторение движений первой фразы.
«И заменим штукатуров, полотеров …» - кружение на подскоках на месте, руки энергично двигаются.
«… а маляров и плотников» - несколько мелких шагов вперед, притоп правой ногой и хлопок в ладоши.
«… и других работников» - несколько мелких шагов назад, притоп правой ногой и хлопок в ладоши.
Кружение на месте вправо на шагах, руки слегка развести, в конце фразы – притоп и хлопок в ладоши.
Следующая фраза – те же движения влево.
Проигрыш – шаги на месте с высоким подниманием бедра.
2 куплет.
«И обои есть у нас ….» - правую ногу на пятку, наклон к правой ноге; «молоточка» - вращательные движения согнутыми в локтях руками вправо-вниз.
«есть у нас, есть у нас …» - выпрямиться.
«Хватит даже про запас» - те же движения влево.
«про запас, про запас» - выпрямиться.
«Под рукой» - руки вверх, встать на носки.
«найдется клей» - присесть, руки к полу.
«С песней клеить веселей» - повторить движения первой фразы
На слово «Ве-…» - правая рука вперед, «-се-…» - левая рука вперед, «…-лей» - руки на пояс, две пружинки.
Припев – движения повторяются.
Динамические паузы с музыкальным сопровождением можно использовать в любой режимный момент. Например, утром в подгрупповую работу с детьми включаю упражнение для пальчиков «Ванечка-пастух» в образно-танцевальной форме. В качестве музыкального сопровождения использую песню «Ваня-пастушок» Ю. Мориц в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.
Уважаемые родители и дети, пожалуйста,присаживайтесь и попробуем вместе поиграть с пальчиками под музыку.
Описание пальчиковой гимнастики.
Вступление.
И. п. – сидя на стуле, руки согнуты вперед.
1 часть.
1-8 – и.п.
2 часть.
1 – сжать кисти в кулак
2 – кисти разжать («фонарики»)
3-4 – повторить счет 1-2
5-6 – повторить счет 1-2
7 – повторить счет 1
8 – указательный палец вперед.
1 куплет.
1 часть.
1-4 – четыре круговых движения внутрь указательными пальцами, остальные пальцы собрать в кулак («оса»)
5-8 – повторить счет 1-4 в другую сторону
2 часть – повторить движения первой части, счет 1-8, средними пальцами.
3 часть – то же безымянными пальцами.
4 часть – то же мизинцами.
Припев.
1 часть.
1-4 – изображают игру на дудочке слева вверху
5-8 – то же справа вверху.
2 часть.
1-8 – изображают игру на скрипке
2 куплет.
1 часть.
1-2 – указательный палец «здоровается» с большим пальцем
3-4 – повторить движение 1-2 средним пальцем
5-6 – с безымянным пальцем
7-8 – с мизинцем
2 часть.
1-8 – повторить движения первой части, но на каждый счет
3 часть.
1-2 – указательные пальцы левой и правой рук «здороваются»
3-4,5-6,7-8 – то же со средними, безымянными пальцами и мизинцами.
4 часть.
Повторить движения 2 части, но на каждый счет.
5 часть.
1-2 – согнуть пальцы, касаясь ладонями в их основании
3-4 – разогнуть пальцы, растереть ладони
5-8 – повторить счет 1-4
6 часть.
1-2 – пальцы в «замок»
3-4 – пальцы разжать, руки развести.
5-8 – повторить счет 1-4
Припев. Повторить упражнения припева, в конце на 7-8 – наклон вперед, руки в стороны книзу.
Один из принципов гуманистической педагогики гласит: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтель). Опираясь на это, высказывание можно сделать вывод, что динамические паузы с музыкальным сопровождением, танцевально-ритмическими элементами приносят детям не только пользу, но и очень нравятся им. Они помогают детям быстро переключиться от одной деятельности на другую – активному отдыху, способствуют снижению нервно-психического напряжения, повышают настроение и детям, и взрослым.