воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 33" г. Воркута
Ранний дошкольный возраст - важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие, и особенно тесно связано с речевым развитием.
Для развития мелкой моторики используют различные упражнения и игры: массаж ладоней и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с крупой, песком и предметами (с бумагой, пластилином, прищепками). Все эти игры с успехом используются в работе с малышами. Дети любят все новое и необычное, и каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более интересных и эффективных методов, приемов обучения, которые бы помогли лучше раскрывать возможности и особенности каждого ребенка отдельно, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.
Авторы программы «Теремок» предложили использовать с малышами Арт-методику Ирины Александровны Лыковой «Весёлые мукосольки» и мы с радостью ею воспользовались.
Цель методики является приобщение детей к народному искусству тестопластики, создание условий для «открытия» свойств теста и освоение базовых способов лепки; поддержание первых радостных проявлений художественного творчества.
Солёное тесто – идеальный материал для лепки с детьми, поскольку является натуральным продуктом. Предметы, выполненные из теста, часто называют «скульптурой из хлеба», имея в виду используемые ингредиенты – муку, соль и воду, то есть те самые, из которых пекут хлеб. Из цветного теста лепить веселее. Чтобы его сделать, достаточно добавить натуральные красители или для более старшего возраста-гуашь, в готовую основу для солёного теста. В процессе лепки чудесный материал превращается в различные фигурки – мукосольки.
Немного из истории русской тестопластики…
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли.
Мукосол…. В русских деревнях солёное тесто называли мукосолом.
По праздникам фигурки, картины и обереги из него вручали друг другу и обязательно говорили: «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие». Поделки из солёного теста традиционно были символом благополучия и удачи.
На этапе знакомства необходимо показать малышам, как можно размять тесто, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку и др. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка.
Такие базовые способы как отщипывание, скатывание, раскатывание, расплющивание легко воспринимаются через тесто.
Катать колбаски и шарики из теста двумя ладошками. Получившуюся колбаску можно превратить в колечко, палочку, карандаш или в улитку.
На основе шара дети лепят фрукты, овощи, мячик, конфеты, орешки. А шарики можно расплющивать пальчиками, ладошками или надавить на него каким – то предметом (кубиком, кружкой или ложкой), делая оладушки под веселую потешку. Можно положить на тарелочку и накормить куклу, мишку или зайчика. Так же можно сделать несколько одинаковых элементов, просто нарезая валик стеком или используя нож из набора детской посудки. Сам процесс изготовления изделий из теста увлекателен для малышей, и к тому же их объединяет. Дети учатся взаимодействовать друг с другом.
Украшение - одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать отпечатки на тесте…. Сначала малыши делают отпечаток своей ладони или пальчиком, затем можно использовать различные предметы, например, колпачок от фломастера, карандаш, расческа, конструктор и т.д. В лепке можно (и нужно) использовать разные материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета. Сделать вместе печенье, оладушку из теста лепешки и предложить малышам украсить их. Украшением будут все мелкие предметы, указанные выше. Это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки.
На протяжении всего учебного года мы с малышами неоднократно занимались по этой методике: это было знакомство, изучение, экспериментирование, освоение базовых способов лепки, лепка предметная, украшение.
И, что так же, является немаловажным моментом – это доступность и наглядность продуктов творчества малыша – ведь своими поделками, изделиями дети могут играть и использовать их в самостоятельной деятельности, например, в кукольном уголке, тем самым, продолжая наше занятие по своей инициативе.
Тестопластика – замечательный способ для развития мелкой моторики, рисования и социализации малышей. Как показал опыт, игры с тестом обязательно надо использовать в работе с малышами.
Список используемой литературы:
1. Арт-методики для малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от двух месяцев до трех лет) / Под ред. И.А. Лыковой. – М.: ИД «Цветной мир», 2018. – 128 с.
2. Гусанова Н. А. «Первые шаги в мире искусства». М., 2005.
3. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с.
4. Комарова Т, С, «Детское художественное творчество». М., 2005.
5. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
6. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
7. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2012. – 104 с.