Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Евгений Ямбург "... категорически против всяких кодексов"

Завершилась череда мероприятий ко Дню учителя: выбраны лучшие педагог, воспитатель и директор России, прошел первый Всероссийский форум классных руководителей. Эти мероприятия шли для зрителей онлайн, поэтому мы решили сделать текстовую подборку интересных обсуждений и мастер-классов, чтобы вы не тратили долгие часы на просмотр видео.
Сегодня разберем главное, что прозвучало на круглом столе по теме «Профессиональная этика» в рамках форума классных руководителей. Приводим точки зрения спикеров разных поколений и подходов, но одной профессии — педагог.


Элина Романовна Стрейкмане, победитель всероссийского конкурса «Учитель будущего», классный руководитель Московской цифровой школы
Школы очень открыты, есть страницы в интернете, любой может посмотреть, что происходит в образовательном учреждении. Эта открытость позволяет выстраивать более доверительные отношения с родителями. Это доверие помогает выстраивать отношения, но открытость же приводит к ряду других вопросов.
Сейчас достаточно просто позвонить по телефону классному руководителю, предметнику или директору. Но можно ли позвонить в одиннадцать вечера? А можно ли каждый вопрос задавать вопросы «почему у ребенка 3, а не 4»? Возникает ряд вопросов, ответы на которые не так однозначны, как бы нам хотелось. Эту область потенциально можно было бы урегулировать.
Отношения в паре учитель — ученик
Сейчас с учителями конкурируют развлекательные приложения, и стоит признать, что дети большую часть своей жизни проводят в интернете. Учителю в такой ситуации сложно конкурировать, многие ворвались в социальные сети со здоровым и полезным контентом. В период пандемии ребята познакомили меня с тик-током, я посчитала, что какие-то предметные темы можно адаптировать.
Учитель и общество.
Сегодня благодаря соцсетям формируется образ учителя, который становится тиражируемым. Мне кажется, если раньше для многих учитель был скучным человеком, который проводит 8 уроков у доски, а потом забирает домой проверять тетради, то теперь — это социально-активный человек, который занимается благотворительной, волонтерской деятельностью, и родителям важно знать об этом.
Но из-за соцсетей возникают вопросы: какие публикации допустимы, это профессиональная или личная страница? Поэтому мне кажется, что создание этического кодекса помогла бы разрешить эти вопросы, единые правила могли бы сделать жизнь педагога легче и стать фильтром для людей, который хотят стать педагогом, ведь это совсем не просто.



Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 г. Москвы, заслуженный учитель России
— Я в отличие от моей коллеги категорически против всяких кодексов. Я здесь самый старый, помню, у нас был кодек строителей коммунизма. Морали он не прибавил, хотя там было всё правильно «человек человеку друг, товарищ и брат». Где ошибка? А ошибка фундаментальная: все ценности противоречат друг другу. Справедливость не предполагает милосердие, свобода, свобода для волков оборачивается смертью для овец. Даже христианские заповеди и то противоречат. Дети спрашиваются, почему Христос в одном случае говорит: «Не миро я принёс, но меч», а в другом «Подставь левую щёку». А как правильно?
А в одном случае нужно взять меч, а в другом — подставить щёку. Определяет сам человек, потому что бог человеку дал свободу, ему не нужны были духовные автоматы. Молитва — это освобождение от суеты взвешивая за и против решаешь, как поступить.

У меня как у директора руки по локоть в крови. Был великолепный учитель немецкого языка, синхронный переводчик, но он за один год пять гробов вынес: умерла сестра, жена… запил вглухую. Мы пытались его лечить и так далее, и зарплату отнимали. Но чем виноваты дети и родители, когда видят пьяного учителя, который падает на уроке? Мне пришлось его уволить. И наверно он пропал. Мы каждый раз в этих клещах работаем.
Буллинг был всегда. Когда мне говорят, что в Союзе буллинга не было — смотрите фильм Ролана Быкова «Чучело». Источником травли может быть что угодно: у него пластины в зубах — он «саблезубый», его бьют. Не тот разрез глаз — он «узкоплёночный» и так далее. Сейчас буллинг ушел из школы, где камеры, он переместился в интернет.
Учитель должен работать на сплочение. Я участвую в тик-токе, тайная служба безопасности отслеживает буллинг, но ценности христианские остались те же, просто язык поменялся. Каждому поколению их нужно перетолковывать.
У моего коллег пропала сумма со счёта, он стоит в кассе в банке. Девочка молоденькая спрашивает «Вы кто? Физик»? Он говорит: «Скорее лирик». Она: «Вы что, издеваетесь»? У него в голове стихотворение, у неё — «физики» и «юрлица», они разговаривают в разных культурных кодах.
Ещё один пример — «мальчик клеил модель». Я представляю, как на каучуковом заводе мальчик клеит модель, в представлении молодых — молодой человек в клубе знакомится с девушкой. Нужно разговаривать в зоне ближайшего развития.

Надо быть дураком, чтобы не использовать тик-ток, потому что запретный плод сладок. Но есть вторая сторона. В Швеции работают мои знакомые говорят, что музыке хорошо учатся китайцы, индусы и русские, а шведов нельзя напрягать: держать скрипку больно, сольфеджо — нужно. Но это развращение, не любая точка зрения может существовать — Волга впадает в Каспийское море и никак иначе.
Карло Линей говорил: «Мыслить свободно — это хорошо, но мыслить правильно — это больше». Мы с внучкой пошли в планетарий, меня ловит женщина и просит «сфотографируйте меня с этой хренью». Я говорю: «Это не хрень, это маятник Фуко».
У нас 60% взрослых убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, этому способствует астрология с утра по телевизору, ну что это такое? Наша задача — формирование научного мировоззрения.
Наши мамы и папы начинают лезть в содержание образования, я говорю, слушайте, а что врач-хирург не советуется с пациентом на операционном столе. Доктор Спок воспитал два поколения истериков, потому что, когда залюбленные поколения выходили в жесткую конкурентную среду, начинались фрустрация и самоубийства. Поздний Спок отказался от этого (но не был переведен у нас). Родители продолжают любить детей взасос. Опасно!
Я, когда моржевал раньше, видел лозунг «Без стресса нет прогресса». Стресс бывает разрушающий, а бывает конструктивный. Не может быть всё сладенько для детей, образование — это труд, и нужно не заиграться.

Новости