Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Как мультфильмы влияют на воспитание ребёнка? Результаты исследования «Платформы» и НМГ

Центр социального проектирования «Платформа» и НМГ (Национальная Медиа Группа) провели среди родителей опрос, посвящённый социальной направленности современных детских мультфильмов. Какие мультфильмы нравятся детям (а также их родителям) и пользуются ли россияне функций родительского контроля?

Нужно ли выбирать мультфильмы для просмотра без участия ребёнка?

Результаты исследования показали, что более 70% родителей считают, что главная задача современных детских мультфильмов – воспитательная, а не развлекательная, поскольку именно оттуда дети могут перенять ролевые модели понравившихся персонажей. Это означает, что персонажи должны быть, как минимум, положительными.

Поскольку мультфильмы могут значительно повлиять на становление и развития ребёнка, встаёт логичный вопрос: стоит ли отбирать «контент»? Согласно проведённому опросу, только 23% родителей придерживаются мнения «маме виднее» и отбирают мультфильмы без участия ребёнка. При этом целых 76% опрошенных позволяют своим детям самостоятельно выбирать мультфильмы.

Что же касается родительского контроля? Эту функцию используют только 9% опрошенных родителей. Остальная же часть респондентов считает, что запрещать ребёнку что-то смотреть – бессмысленно, поскольку запретный плод сладок, и ребёнок всё равно будет делать это втихую.

Одними из самых любимых и популярных среди детей мультфильмов, по мнению опрошенных, являются «Маша и медведь», «Три кота» и «Фиксики».

Воспитательная роль современных мультяшных героев

Вернёмся к воспитательной роли мультфильмов. Родители убеждены, что анимационные фильмы являются одновременно и популярным контентом, и воспитательным инструментом. Поэтому герои-бунтари и тем более злодеи в качестве главных фигур нам не нужны – могут навязать деструктивное поведение или, как минимум, показать, что это не есть плохо. В качестве таких персонажей родители называют Гену Барбоскина и Шапокляк.

А вот Кот Леопольд, ДимДимыч, Гончик и Дядя Федор современных мам более чем устраивают. В этих персонажах сочетается смекалка, отвага, чувство юмора, доброта, способность к эмпатии, а также рассудительность и послушность. Такие мультяшные герои способны привить ребёнку правильные ценности.

Психологи о современных мультфильмах

Что говорят о современных мультфильмах и в принципе о просмотрах мультфильмов психологи?

Многие специалисты сходятся во мнении, что мультфильмы (и в целом телевизор) стоит разрешать смотреть детям только после 3-х лет и с рядом ограничений.

  • Когда вы ставите ребёнку какие-либо мультики после 3-х лет, вы должны использовать правило «в день – не более 30 минут», и самое важное – на один мультик должен приходиться один документальный фильм.

Детский психолог, Валентина Паевская

К слову, мультфильм «Маша и Медведь», который родители назвали одним из любимых, довольно часто критикуется психологами. В частности, далеко не положительно отзывается об этом мультсериале доктор психологических наук Надежда Мазурова.

  • Кстати, отдельно стоит сказать про «Машу и Медведя» — мультфильм, который очень популярен в Китае и во всём мире и который стал головной болью для психологов. Дело в том, что по своему содержанию он совершенно подростковый, как и, например, «Том и Джерри». Перед нами хулиганка без роду и племени, которая активно издевается над ранимым и трепетным Медведем. На экране это вызывает смех, поэтому дети пробуют повторить подобное поведение в детском саду, но там почему-то никто не смеется.

Поэтому даже в рамках названного мультфильма серии для просмотра стоит отбирать по содержанию, посылу и поведению главной героини.

Вопрос – ответ

Уважаемые воспитатели, а как вы относитесь к современным детским мультфильмам? Используете ли вы их в своей работе? Какие примеры анимационных фильмов можете посоветовать родителям и коллегам? Как относитесь к функции родительского контроля?
Новости