Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Подготовка учителей для 5-9 классов в колледжах: подводные камни и мнения

16 июня глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что готовится проект федерального государственного образовательного стандарта среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы. Если раньше колледжи выпускали педагогов дошкольного образования и начальных классов, то теперь по проекту выпускники педагогических колледжей смогут обучать и учащихся среднего звена школы.

Однако инициатива Кравцова педагогическим сообществом была встречена достаточно прохладно. Спустя неделю министр просвещения добавил, что решение ещё не принято, проект будет обсуждаться абсолютно со всеми сторонами касающегося вопроса. Положительное решение будет принято только в том случае, если все будут убеждены, что это хорошо скажется на качестве отечественного образования (или, как минимум, не ухудшит его).

В чём, по мнению, Минпросвещения необходимость инициативы?

Аргументы «за» связаны, в основном, с ситуацией дефицита педагогических кадров в стране. Согласно анализу популярных вакансий на ресурсах по поиску работы, спрос на профессию учителей и воспитателей сильно вырос. Оно и логично, учитывая высокий процент увольнений молодых специалистов и тот факт, что из общего количества выпускников педагогических вузов по профессии идут работать чуть ли не единицы.

Минпросвещения считает, что подготовка учителей для основной школы в колледжах позволить решить проблему с нехваткой педагогов. Также это позволить значительно удешевить подготовку педагогических специалистов.

Помимо этого, Кравцов отметил, что выпускники колледжей пользуются большой популярностью у работодателей.

Какие проблемы могут возникнуть?

Многие специалисты считают, что реализация озвученной идеи может вызвать ряд негативных последствий.

Во-первых, «качество» педагогических кадров, с которым и так есть проблемы, может ухудшиться. Иными словами, может пострадать уровень квалифицированности преподавателей.

Во-вторых, для педагогических вузов это может обернуться оттоком абитуриентов, а бюджетные места, которых и так с каждым годом становится всё меньше, могут ещё сократить, поскольку направление перестанет быть таким популярным.

В-третьих, проблема с нехваткой кадров может так и не решиться. Тот факт, что в колледжи на педагогический профиль будет поступать большое количество абитуриентов, не гарантирует, что выпускники потом станут работать по специальности.

Какие мнения существуют?

Член Совета по правам человека при главе государства Кирилл Кабанов, критикуя идею, высказывает мнение, что интерес к профессии учителя и профессиональный имидж педагога снижается, как бы государство ни старалось в этом разубедить. Вместо подобных инициатив необходимо уделять внимание руководству школы. По мнению Кабанова, на должность директора всё чаще и чаще избираются не уважаемые и опытные педагоги, а «полуграмотные менеджеры, которые успешно начали “зарабатывать” и осваивать деньги».

Мнения наших подписчиков разделились, и тем не менее почти все убеждены, что многие проблемы образования решатся тогда, когда преподаватели начнут получить достойную заработную плату. Большой объём работы при низкой оплате труда — это главный демотиватор для будущих педагогов. Отсюда и подобные идеи, которые в перспективе должны проблемы свести на нет.

  • Что не придумывай, пока не поднимут зарплату педагогам ничего хорошего не будет, требуют много, а платят мало.

Встречаются и резко негативные мнения по поводу инициативы. Некоторые убеждены, что это слишком поспешное решение, что реализация идеи повлечёт за собой только неблагоприятные последствия и что необходимо концентрироваться на более локальных проблемах педагогов – взаимоотношения с родителями, условия труда, материальное поощрение и т.д.

  • Очередная глупая идея. Хотят вообще образование уничтожить.

  • Поведение и отношение некоторых родителей отбивает желание работать. Пока престиж профессии не поднимут, можно ничего не придумывать.

  • Прежде, чем закон издавать, узнайте мнение учителей и воспитателей. Вы работаете с бумагами, а мы с детьми.

Более опытные и старшие учителя вспоминают, что раньше, 30-20 лет назад, в колледжах и так обучали преподавателей для 5-9 классов. Получается, что озвученная Кравцовым идея не является новаторской.

Некоторые воспринимают идею Минпросвещения положительно (или, скорее, с любопытством), аргументируя тем, что колледжи больше практикоориентированы, в то время как в программах вузов часто встречаются непрофильные, не нужные для самой профессии дисциплины:

  • Посмотрим, что из этого получится. В вузах были предметы, которые в принципе не пригодились в дальнейшем. А в техникумах давали больше практики (сужу по учителям начальных классов). Но это было раньше. Профессия педагога сейчас не престижная. Хоть где учись.

Тем не менее, остаётся только наблюдать за развитием этой идеи и высказывать своё мнение. А вы уже сформировали свою точку зрения?
Новости