Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Что говорят в Рособрнадзоре о бюрократической нагрузке на педагогов?

Что говорят в Рособрнадзоре о бюрократической нагрузке на педагогов?

10 мая в официальной группе Министерства просвещения ВКонтакте состоялся 17-й выпуск онлайн-программы «Образовательная среда», в которой обсудили снижение объёма документарной нагрузки на учителей.

Модератор встречи – завлабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» Александр Милкус. Приглашенный эксперт - Наталья Алтыникова, руководитель-координатор межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования, советник главы Рособрнадзора, директор по развитию группы компаний «Просвещение».

Что уже сделано для решения проблемы и что планируется сделать?

Наталья Алтыникова рассказала о снижении бюрократической нагрузки, результатах проведённых анализов, которые позволили обнаружить колоссальный объём отчётных документов (например, дошкольные организации в некоторых регионах должны отсчитываться по 365 показателям, хотя федеральных показателей всего 20) при отсутствии обратной связи (особенно в системе высшего образования). При этом запросы могут дублироваться.

Эксперт также озвучила основные проблемы по ситуации документарной нагрузки, отметив в качестве ключевой «отсутствие стратегического понимания о перечне необходимой от системы образования информации».

Напомним, в июле прошлого года Президент России Владимир Путин подписал закон о снятии излишней бюрократической нагрузки с учителей, в котором прописаны пять обязательных отчётных документов: рабочая программа учебного предмета, учебного курса, учебного модуля; журнал учёта успеваемости; журнал внеурочной деятельности; план воспитательной работы; характеристика на обучающегося. Однако это лишь первый шаг на пути решения проблемы.

Так, к 1 марта 2024 года планируется утвердить перечень документов для педагогических работников и образовательных организаций, перечень мониторингов, урезанный перечень необходимых информационных систем, а также основания, по которым можно или нельзя делать запрос. В настоящий момент рабочая группа занимается разработкой этих оснований. Отсечь ненужную и нецелесообразную документацию необходимо по принципу «разумной достаточности».

Как поступать педагогам и организациям в случае конкретных запросов?

Алтыникова ответила на ряд вопросов от зрителей, связанных с темой выпуска.

Что делать при запросе данных, которые не регламентированы? Нужно прямо сообщать, что образовательная организация не осуществляет сбор таких данных, поэтому не имеет возможности предоставить необходимые документы.

Что делать, если обязывают принять участие в мероприятии с последующим отчётом о нём? Желательно заранее формировать сетку региональных мероприятий, чтобы при запросе сказать об уже сформированном плане мероприятий, который не позволяет участвовать в предлагаемом. В любом случае, у руководителя организации всегда есть право отказаться.

Куда жаловаться? В федеральную горячую линию Рособрнадзора (НОМЕР). Также подобные горячие линии есть уже в некоторых регионах. Сбор жалоб осуществляется анонимно – важна, в первую очередь, информация о регионе и школе, в которой документарная нагрузка превышает установленную рамочную норму.

Также Наталья Алтыникова отметила, что воспитатели порой должны отсчитывать по 50 позициям. Такой большой объём связан с тем, что работникам дошкольного образования приходится отвечать за обилие медицинских документов, потому что в детских садах нет ставки медицинского работника. Эту проблему тоже необходимо учитывать.

Выпуск передачи можно посмотреть в официальной группе Министерства просвещения РФ ВКонтакте, перейдя по ссылке.
Новости