Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Утверждена концепция информационной безопасности детей

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию информационной безопасности детей. Её главная задача – защита несовершеннолетних от угроз в информационной среде.

Что входит в концепцию?

В официальном документе концепции необходимость её введения объясняется возрастными особенностями современных детей и высокой технологичностью настоящего дня. «Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми и подростками свидетельствуют о том, что именно дети и подростки находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность».

В официальном документе прописаны основные принципы, задачи, механизмы реализации концепции, а также показатели для оценки состояния информационной безопасности детей.

Как концепция будет реализовываться?

Данная концепция предполагает введение в школах уроков информационной безопасности и цифровой грамотности, а также обучение детей и подростков «поведению в интернете». На занятиях школьников будут учить распознаванию злоумышленников и алгоритмам поведения при общении с потенциальными мошенниками.

Ответственность за разработку списка мероприятий будет возложена на региональные органы власти, которые будут отвечать перед Министерством цифрового развития. В свою очередь, Министерство будет представлять доклад в правительство о прогрессе внедрения новой концепции.

Какие мнения о концепции существуют на данный момент?

Антон Горелкин, заместитель председателя думского комитета по информполитике отметил, что вопрос о необходимости введения уроков цифровой грамотности обсуждается уже длительное время, в том числе в рамках школьной программы по ОБЖ. Он считает, что введение уроков цифровой грамотности поможет не только повысить уровень знаний учеников, но и улучшить безопасность в интернете. «Отмечу, что эти занятия стоит проводить даже в начальной школе – уже у большинства первоклассников есть гаджеты с доступом в сеть», – добавил Горелкин.

Ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Анна Вавилова считает, что внедрение дополнительных уроков по информационной безопасности ставит проблему о распределении учебных часов. Для расширения образовательной программы уроками информационной безопасности необходимо разрешение федеральных государственных образовательных стандарты (ФГОС).

Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина ссылается на данные официальной статистики. Она отмечает, что 85% детей в возрасте от 10 до 14 лет имеют аккаунты в соцсетях, а в возрасте от 15 до 17 лет эта цифра ещё выше – 96%.

Социолог Сергей Таланов считает, что формировать навыки и умения по информационной безопасности и цифровой грамотности необходимо в рамках нескольких школьных дисциплин: ОБЖ, информатика и обществознание. «…многих ребят вовлекают в сомнительные по своей полезности сообщества, где постепенно меняют их взгляды, мировоззрение, подрывают базовые общественные ценности, впоследствии предлагая им совершить суицид, теракт, заниматься экстремистской деятельностью», – добавил социолог.

Исполнительный директор ООО «ДиСи Инжиниринг» Глеб Антипов напомнил, что в учебнике ОБЖ для 8-9 классов под научной редакцией Юлией Шойгу уже есть раздел, посвящённый информационной безопасности. Он считает, что в этом вопросе необходим системный подход, в рамках которого школьник усваивает принципы, законы создания и распространения информационных продуктов и учится критическому восприятию контента. Также, по мнению Антипова, дополнительная нагрузка потребует увеличения оплаты труда.

А как вы считаете, необходимы ли в школе отдельные уроки по информационной безопасности и цифровой грамотности?
Новости