4 декабря прошло ежегодное заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, в рамках которого президент выслушал доклады различных спикеров. Тему школьного образования на встрече осветила Екатерина Сморода, уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области. Кажется, это самый главный в год педагога доклад, который представили президенту. Что же было в 10 минутах речи?
По словам Путина, он отдал министерству соответствующие поручения, чтобы решить проблемы, в первую очередь регламентацию классного руководства.
- Сейчас система образования «находится в стрессе»: дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, вакансии в настоящий момент увеличиваются.
- Педагогические вузы не так популярны, как об этом говорит министерство: «Нам заявляют, что в этом году в два раза больше абитуриентов подали свои заявления, по факту [недобор], были выбраны другие специальности».
- Нехватка кадров в малых населённых пунктах влечёт за собой закрытие учреждений.
- Из общего количества выпускников педагогических вузов по специальности идёт работать только 10%.
- Нагрузка на преподавателей за текущий год только увеличилась. Это связано с переходом на новые ФГОС и образовательные программы, с созданием единого образовательного пространства и отсутствием учебников соответствующих программ.
- «Учителя, готовясь к занятиям, порой вынуждены прибегать к десяти источникам, это занимает до шести часов в день, это факт, а оплата труда учителя осуществляется только за урочные часы, и это несправедливо».
- Есть предположения, что в ближайшее время произойдет полный переход на электронные версии учебников. Это связано с разработкой учебников по новым ФГОСам и программам.
- Обязанности классных руководителей «вышли за пределы рабочего дня», поэтому эта категория преподавателей просит регламентировать их деятельность.
- Возрастает количество учеников с «миграционной историей» — от 20% до 50% детей разного возраста, в том числе уже в подростковом периоде, не говорят на русском язык вообще или владеют им на очень низком уровне. При этом ФГОС по обучению русскому как иностранному не предусмотрен.
- Усложняется процесс объективной оценки аттестации - процедура обжалования результатов не предусмотрена, апелляционной инстанции и критериев оценки для отказов присвоения категории нет.
- В текущий момент учителя находятся в незащищённой позиции, а в то, что инициатива о создании конфликтных комиссий будет эффективно работать, они не верят.
- Сморода предлагает установить ответственности за распространение информации, дискредитирующей статус учителя.
По словам Путина, он отдал министерству соответствующие поручения, чтобы решить проблемы, в первую очередь регламентацию классного руководства.