Согласно проведённому Аналитическим центром НАФИ и Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования опросу в 2022 году, подростки оказались самой не читающей возрастной категорией. 40% респондентов в возрасте 14-17 лет признали, что не любят читать.
Для учителей-словесников это большая проблема. Литература не относится к числу тех школьных дисциплин, экзамен по которому является обязательным. Следовательно, причин старательно заниматься на уроках у школьников становится гораздо меньше. Поэтому возникает вопрос мотивации: каким образом заинтересовать учеников литературой? Многие школьники, практично настроенные на процесс образования, начинают говорить о том, что литература никак не поможет в жизни, что классические произведения сложные, неинтересные и уже давно не актуальны. Стоит ли в такой ситуации надеяться, что ученики будут читать произведения, заданные на дом? Они всё чаще прибегают к кратким содержаниям по эпическим произведениям, и если хотя бы оно прочитано – это уже успех.
Безусловно, процент заинтересованных в литературе детей и подростков немаленький. Но выстраивать свой урок в надежде на то, что можно «выкрутиться» в случае чего с помощью определённой группы учеников-гуманитариев, любящих читать – нецелесообразно. Соответственно, необходимо найти такие приёмы, механизмы и преподавательские фишки, которые смогут заинтересовать и другую часть класса, скептически относящуюся к литературной дисциплине и чтению в целом.
В связи с этим возникает два проблемных момента:
Для учителей-словесников это большая проблема. Литература не относится к числу тех школьных дисциплин, экзамен по которому является обязательным. Следовательно, причин старательно заниматься на уроках у школьников становится гораздо меньше. Поэтому возникает вопрос мотивации: каким образом заинтересовать учеников литературой? Многие школьники, практично настроенные на процесс образования, начинают говорить о том, что литература никак не поможет в жизни, что классические произведения сложные, неинтересные и уже давно не актуальны. Стоит ли в такой ситуации надеяться, что ученики будут читать произведения, заданные на дом? Они всё чаще прибегают к кратким содержаниям по эпическим произведениям, и если хотя бы оно прочитано – это уже успех.
Безусловно, процент заинтересованных в литературе детей и подростков немаленький. Но выстраивать свой урок в надежде на то, что можно «выкрутиться» в случае чего с помощью определённой группы учеников-гуманитариев, любящих читать – нецелесообразно. Соответственно, необходимо найти такие приёмы, механизмы и преподавательские фишки, которые смогут заинтересовать и другую часть класса, скептически относящуюся к литературной дисциплине и чтению в целом.
В связи с этим возникает два проблемных момента:
- Как наметить связь современности с ушедшими эпохами, в которые были написаны классические произведения? Дети и подростки фокусируются на сегодняшнем дне, поэтому для них будет актуально то, что происходит сейчас, а не случилось два столетия назад. Временная дистанция между днём настоящим и литературными произведениями писателей-классиков для учеников – слишком большая. Они слушают современных музыкальных исполнителей и звёзд, а тексты Ломоносова, Державина, Пушкина для них – поросли быльём. Дистанция подкрепляется сложной лексикой и несвойственными современности типами человека и общества. Несмотря на то, что многие проблемы и темы, транслируемые в произведениях школьной программы, являются «вечными» и актуальными для всех времён, школьников будет сложно в этом убедить.
- Как связать классические произведения и личное переживание школьников? В особенности это касается подростковой возрастной категории, для которой характерен особый интерес к собственной личности, познание своей индивидуальности. Школьникам-подросткам необходимо в текстах видеть то, что будет интересно лично для них. Чтобы ближе понять героев, им должны быть знакомы их ощущения, эмоции, состояние, они должны резонировать друг с другом. Найти в классических текстах эмоцию, близкую современному читателю-подростку – задача не из простых.
В рамках статьи мы поговорим о поэтических текстах, поскольку именно их анализ и работа над ними часто вызывают затруднения. Исходя из обозначенных проблемных моментов, наиболее сложными для восприятия школьников и, соответственно, для работы преподавателя представляются: а) классицистические тексты, поскольку между автором и школьником большая временная дистанция, и для учеников тексты классицистов откровенно неинтересны (а порой и для самого преподавателя); б) поэтические тексты Серебряного века, которым присущи экспериментальность и игровой характер, порой трудно считываемый неподготовленными учениками. Разумеется, существуют другие проблемные тексты – например, литература соцреализма – но сейчас мы говорим именно о лирике.
Классицистическая поэзия и Пушкин
Заканчивается лето, начинается учебный год, и вот буквально в самом начале учебного процесса школьникам (в частности, ученикам 8-9 классов) приходится сталкиваться с русским классицизмом (а перед этим ещё и с древнерусской литературой, но это уже совсем другая история). Разумеется, тексты писателей, которые жили и творили буквально два с половиной века назад, не отошедшим от каникул школьникам и сложны, и не особо интересны. Как связать классицизм с современной школьникам действительностью? Какие эмоции и переживания, близкие ученикам, можно найти в классицистической лирике, столпами которой являются патетика, гражданский пафос и высокий стиль?
Задачи сложные, но всё-таки выполнимые. Нам просто необходимо «осовременить» образы классицистов. Реализовать это можно совершенно разными способами, но мы приведём два наиболее экспрессивных.
Мемы. В современном мире и в виртуальном сообществе мемы – это уже неотъемлемая часть языка. Их уже можно считать не просто смешными картинками для поднятия настроения, но и особыми элементами разграничения социальных групп (для каждой группы – свои, локальные мемы) и внутригрупповой коммуникации. Использование мемов в любом виде всегда привлекает внимание и невольно заставляет зацепиться за объект или субъект, которому посвящён мем.
Так, можно поместить образы писателей-классикой или какие-то факты из их жизни в «мемное пространство». Разумеется, для этого нужно отобрать приемлемые шаблоны и не сильно увлекаться, иначе ход учебного занятия скатится в комедию, а нам этого не нужно. Использовать мемы про писателей и поэтов можно в качестве визуального сопровождения на слайдах презентации – это акцентирует внимание на том или ином факте, который сильнее запомнится школьникам; либо в качестве домашнего творческого задания. К такой домашней работе даже самые незаинтересованные ученики могут подойти с рвением и желанием.
Классицистическая поэзия и Пушкин
Заканчивается лето, начинается учебный год, и вот буквально в самом начале учебного процесса школьникам (в частности, ученикам 8-9 классов) приходится сталкиваться с русским классицизмом (а перед этим ещё и с древнерусской литературой, но это уже совсем другая история). Разумеется, тексты писателей, которые жили и творили буквально два с половиной века назад, не отошедшим от каникул школьникам и сложны, и не особо интересны. Как связать классицизм с современной школьникам действительностью? Какие эмоции и переживания, близкие ученикам, можно найти в классицистической лирике, столпами которой являются патетика, гражданский пафос и высокий стиль?
Задачи сложные, но всё-таки выполнимые. Нам просто необходимо «осовременить» образы классицистов. Реализовать это можно совершенно разными способами, но мы приведём два наиболее экспрессивных.
Мемы. В современном мире и в виртуальном сообществе мемы – это уже неотъемлемая часть языка. Их уже можно считать не просто смешными картинками для поднятия настроения, но и особыми элементами разграничения социальных групп (для каждой группы – свои, локальные мемы) и внутригрупповой коммуникации. Использование мемов в любом виде всегда привлекает внимание и невольно заставляет зацепиться за объект или субъект, которому посвящён мем.
Так, можно поместить образы писателей-классикой или какие-то факты из их жизни в «мемное пространство». Разумеется, для этого нужно отобрать приемлемые шаблоны и не сильно увлекаться, иначе ход учебного занятия скатится в комедию, а нам этого не нужно. Использовать мемы про писателей и поэтов можно в качестве визуального сопровождения на слайдах презентации – это акцентирует внимание на том или ином факте, который сильнее запомнится школьникам; либо в качестве домашнего творческого задания. К такой домашней работе даже самые незаинтересованные ученики могут подойти с рвением и желанием.
«Кликбейтные», завлекающие фразы. Можно начать разговор о писателях-классиках, характеризуя их нарочито современными определениями. Такой приём можно ещё назвать алогизмом, ведь явления и люди, жившие несколько лет назад, поясняются современными терминами, которые во времена жизни и деятельности этих людей были ещё неизвестны. Такой парадокс добавляет юмористический элемент и рождает диссонанс, непонимание, которые могут послужить толчком к желанию разобраться – а что же говорящий имел в виду?
Такие фразы наиболее удачно можно использовать в самом начале урока перед лекционной частью с биографией писателя. Подобный приём более чем заинтересует школьников и заставит их внимательно слушать.
Такие фразы наиболее удачно можно использовать в самом начале урока перед лекционной частью с биографией писателя. Подобный приём более чем заинтересует школьников и заставит их внимательно слушать.
Поэзия Серебряного в века в современных текстах
Кумирами многих школьников-подростков становятся современные музыкальные исполнители, в особенности – рэперы и рок-музыканты. Поэтому появление в их творчестве отсылок и аллюзий к литературному наследию российских поэтов прошлых столетий – это большая возможность для преподавателей. В последние несколько лет намечается позитивная тенденция – музыкальными исполнителями всё чаще и чаще осмысляется творчество и судьба поэтов-классиков, на основе их стихов создаются новые треки, которые «осовременивают» поэтические тексты.
Так, за последние пару лет в России были выпущены два трибьют-альбома, посвящённые творчеству Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Альбом, посвящённый творчеству знаменитой российской поэтессы, собрал в основном (что довольно логично) женский коллектив исполнителей: IOWA, Лолита, Полина Гагарина, Ах Астахова и т.д. В трибьют-альбоме Мандельштаму наблюдается уже большее и гендерное, и жанровое своеобразие, а также присутствуют треки с текстами поэта, переведёнными на другие языки.
Удивительно, что «амбассадорами» классической поэзии в современной российской музыке являются представители рэп-сообщества. В частности, к текстам поэтов классиков и их образам обращаются такие исполнители, как Баста, ST, Oxxxymiron и Noize MC. Последний с изрядной периодичностью выпускает песни с аллюзиями к творчеству Мандельштама, Есенина, Бродского, Маяковского и т.д.
Кумирами многих школьников-подростков становятся современные музыкальные исполнители, в особенности – рэперы и рок-музыканты. Поэтому появление в их творчестве отсылок и аллюзий к литературному наследию российских поэтов прошлых столетий – это большая возможность для преподавателей. В последние несколько лет намечается позитивная тенденция – музыкальными исполнителями всё чаще и чаще осмысляется творчество и судьба поэтов-классиков, на основе их стихов создаются новые треки, которые «осовременивают» поэтические тексты.
Так, за последние пару лет в России были выпущены два трибьют-альбома, посвящённые творчеству Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Альбом, посвящённый творчеству знаменитой российской поэтессы, собрал в основном (что довольно логично) женский коллектив исполнителей: IOWA, Лолита, Полина Гагарина, Ах Астахова и т.д. В трибьют-альбоме Мандельштаму наблюдается уже большее и гендерное, и жанровое своеобразие, а также присутствуют треки с текстами поэта, переведёнными на другие языки.
Удивительно, что «амбассадорами» классической поэзии в современной российской музыке являются представители рэп-сообщества. В частности, к текстам поэтов классиков и их образам обращаются такие исполнители, как Баста, ST, Oxxxymiron и Noize MC. Последний с изрядной периодичностью выпускает песни с аллюзиями к творчеству Мандельштама, Есенина, Бродского, Маяковского и т.д.
Для учителя литературы современное творчество, наполненное отсылками к творчеству писателей и поэтов – это большая удача. В особенности если это творчество рэп-исполнителей, которые являются наиболее популярными среди школьников. Подросток, увидев и услышав у своего кумира или просто известного музыканта отсылку, например, к резкой и хлёсткой лирике Маяковского, может заинтересоваться фигурой этого поэта. Как же так, поэт, который жил так давно, заинтересовал такого крутого исполнителя? Чем же? В соотношении со всем остальным творчеством исполнителя тексты поэтов-классиков становятся для школьника более современными и интересными. Поэтому использование аудио- и видеоматериалов (прослушивание треков, просмотр клипов и т.д.) во время изучения поэзии поможет наладить связь литературного текста прошлых эпох с современностью и актуализировать внимание школьников.
Так, например, клип на песню Noiz’а MC «Почитай старших» можно использовать во время вводного урока по изучению Серебряного века, либо после знакомства с творчеством Есенина, Маяковского и Мандельштама. Просмотр видеоматериала можно осуществить непосредственно на уроке, либо дать на дом в качестве творческой работ с ответами на вопросы: благодаря каким отсылкам и элементам воссоздаются образы поэтов? Какие тексты поэтов напрямую цитируются в треке? Насколько удачно сочетается графика, анимация и образы поэтов? Если бы вы были музыкантом, то на основе чьих стихов и лирики в целом вы бы захотели создать песню/клип? Почему именно эти поэты? И т.д.
Разумеется, вводить подобные элементы в учебные занятия нужно довольно аккуратно, используя современные музыкальные композиции лишь как способ актуализации внимания и интереса школьников к классическим текстам. Однако если позволяет время и заинтересованность учеников зашкаливает, то какое-то одно занятие (или час элективного курса) можно посвятить анализу именно современных текстов на предмет особенностей интерпретации классической поэзии. Если это заставит учеников взять в школьной библиотеке томик стихов Есенина, то учитель вполне может считать проделанную работу успешной.
Так, например, клип на песню Noiz’а MC «Почитай старших» можно использовать во время вводного урока по изучению Серебряного века, либо после знакомства с творчеством Есенина, Маяковского и Мандельштама. Просмотр видеоматериала можно осуществить непосредственно на уроке, либо дать на дом в качестве творческой работ с ответами на вопросы: благодаря каким отсылкам и элементам воссоздаются образы поэтов? Какие тексты поэтов напрямую цитируются в треке? Насколько удачно сочетается графика, анимация и образы поэтов? Если бы вы были музыкантом, то на основе чьих стихов и лирики в целом вы бы захотели создать песню/клип? Почему именно эти поэты? И т.д.
Разумеется, вводить подобные элементы в учебные занятия нужно довольно аккуратно, используя современные музыкальные композиции лишь как способ актуализации внимания и интереса школьников к классическим текстам. Однако если позволяет время и заинтересованность учеников зашкаливает, то какое-то одно занятие (или час элективного курса) можно посвятить анализу именно современных текстов на предмет особенностей интерпретации классической поэзии. Если это заставит учеников взять в школьной библиотеке томик стихов Есенина, то учитель вполне может считать проделанную работу успешной.