Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Персональные данные учеников будут хранить в госсистеме: депутаты в третьем чтении приняли поправки в закон об образовании

Депутаты Госдумы утвердили во третьем чтении новые поправки в закон «Об образовании». Они обязывают использовать для обучения в школах и институтах онлайн-платформы и электронные учебники. Но не все.

Изменения в федеральный закон касаются верификации цифровых платформ и онлайн-учебников, которые используются в школах и учреждениях СПО. Также будет урегулирован оборот персональных данных учеников, которые теперь будут храниться в государственной информационной системе.
Перечень и требования к учебно-методическим материалам определит Минпросвещения, которое и будет проводить экспертизу.
Если в ходе электронного обучения нужна обработка персональных данных школьников и студентов, то образовательная организация должна создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, являющейся государственной информационной системой. По данным «Ведомостей», речь идет о ГИС «Моя школа», к которой бразовательные организации должны подключиться не позднее 1 января 2023 года.
— Печатные учебники и учебные пособия давно проходят определенную верификацию. Необходимость этого не вызывает ни у кого сомнений. Учитывая тренд на общую цифровизацию и все более активное использование онлайн-учебников и цифровых платформ в образовательном процессе, логичным решением стало расширение уже существующих норм на цифру, — рассказал один из авторов поправок, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и депутат Госдумы Александр Хинштейн. Он так же добавил, что надежнее, что за персональные данные будет отвечать государство, к тому же депутат не допускает возможных утечек информации.
Его коллега Олег Смолин поделился противоположным мнением о том, как проходило обсуждение законопроекта.
— К нормальной пуговице пришили неудачное пальто. Напоминаю, в законопроекте в первом чтении было только два сюжета: дополнительное финансирование питания, плюс возможность реализации в школе программ дополнительного образования и профессионального обучения. Теперь появилась целая серия сюжетов, связанных с дистанционными образовательными технологиями, которые не имеют никакого отношения к концепции закона, принятого в первом чтении, — сообщил он в комментарии ОТР.

Вот текст внесённых и одобренных думой изменений. Теперь законопроект могут согласовать в СовФеде, после чего дадут на подпись президенту — после этого документ станет законом.

а) в части 3 слово «исключительно» исключить, слова «электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств» заменить словами «информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 31 настоящей статьи,»;

б) дополнить частью 31 следующего содержания:
«31. При реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.»;
4) в статье 18:
а) часть 4 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»;
б) дополнить частями 81 – 83 следующего содержания:
«81. Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
82. Электронные образовательные ресурсы включаются в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы содержащихся в них электронных учебно-методических материалов. Данная экспертиза проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
83. Порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая состав сведений, содержащихся в указанном федеральном перечне, требования к электронным образовательным ресурсам, порядок принятия решений и условия включения электронных образовательных ресурсов в указанный федеральный перечень и исключения электронных образовательных ресурсов из указанного федерального перечня, в том числе порядок и сроки проведения экспертизы электронных учебно-методических материалов, содержащихся в электронных образовательных ресурсах, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении данной экспертизы, права и обязанности экспертов, порядок их отбора, формы и срок действия экспертных заключений), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования».
Новости