Подростковый возраст один из самых сложных периодов в жизни ребенка. Именно в это время, когда происходит становление личности подросток становится "трудным" и «неуправляемым». Часто у подростков определяется предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все эти обстоятельства требуют от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости и деликатности в общении и отношении.
Согласно определениям отечественной психологии подростковый возраст начинается в 11-12 лет и заканчивается (переходит в юность) в 15-16 лет. Физиологически пик подростковых трудностей – это 13-14 лет.
В этот момент огромное количество проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, новые потребности, которые раньше его тревожили. Это огромный шаг, который позволяет по-другому представить окружающую жизнь, себя, других людей. Появляется критичность по отношению к своим планам и мечтам. Ребенок становится реалистом.
Подростковый возраст – это не только психологические проблемы, но и настоящая физиологическая буря. Многие негативные моменты связаны именно с этим. В этот период необходимо очень внимательно следить за физическим и психологическим состоянием ребенка, чтобы не пропустить серьезных "сигналов".
Так как же понять, что подростку действительно нужна помощь специалиста? В первую очередь обратить внимание на наличие тревожных сигналов. Важным моментом является продолжительность: если данные симптомы продолжаются более двух недель.
Тревожные сигналы
• Отсутствие сил, вялость, апатия. Ребенок не хочет заниматься тем, что еще вчера было интересно (хобби, спорт, общение с друзьями) без внешних причин.
• Успеваемость резко упала, появились конфликты с учителями.
• Ребенок отказывается от еды, или наоборот, отмечается повышенный аппетит
• Резкие перепады настроения: от радости до слез, гнева и обратно. В целом подростку стало трудно контролировать свои эмоции.
• ВАЖНО! Повреждения на теле (порезы, ожоги, синяки).
• Отсутствие друзей, затруднение с построением контакта.
• Слова бессмысленности жизни и своей бесполезности.
Ни в коем случае не ругайте подростка, если вы заметили у него проблемное поведение. Это заставит его только сильнее замкнуться и скрывать от вас свои проблемы. Дайте ему понять, что вы рядом, поддерживаете его и готовы помогать.
Когда стоит проконсультироваться со специалистом?
Вот ряд вопросов, ответы на которые помогут понять, нужна ли ребёнку помощь специалиста:
Что именно в поведении ребёнка вызывает беспокойство?
Очень важно чётко, без обобщений сформулировать, что именно в поведении ребёнка вас волнует. Формулировки типа или «Я за него беспокоюсь» не подойдут, потому что в них мало конкретики. Попробуйте дать четкую формулировку, например, «он расстраивается, когда приходится нарушать режим и уклоняться от привычного плана действий».
Как часто это поведение повторяется?
Если вас беспокоят «неадекватное поведение» ребенка, вспомните, как часто это происходит. Каждый день, пару раз в неделю или реже? Как долго длится? Если это носит формат разовых проявлений, то беспокоиться не о чем.
Насколько такое поведение типично для детей этого возраста?
Наблюдайте и сравнивайте. Некоторые поведенческие особенности подростка могут быть неприятны для окружающих, но при этом являться возрастной нормой.
Как долго продолжается такое поведение?
Если эти особенности поведения появились в связи с внешними обстоятельствами (смена места жительства, школы, класса и т. д) ребенку необходимо время для адаптации и его поведение может вызывать недовольство. Но лучше быть внимательными: если состояние продолжается более трех недель, это может быть причиной обратиться к помогающему специалисту.
Может ли мешать это поведение ребёнка получать удовольствие от жизни?
Вопрос самый главный: даже если поведение вписывается в возрастные нормы, но при этом мешает жизни ребёнка и его близких, это повод обратиться к специалистам. Если вы стали замечать, что ребенку сложно во взаимодействии со сверстниками, и он испытывает сложности в учебе, а близкие люди, к сожалению, вынуждены подстраиваться под его особенности в ущерб своим интересам — необходимо сходить к специалисту и узнать, есть ли способ решить проблему.
Вывод: помощь помогающего специалиста (психолога, психиатра, и др.) обычно требуется в трех случаях: если подросток заметно отличается от сверстников (как в минус, так и в плюс), пережил травмирующее событие (даже в качестве свидетеля), или тяжело проходит через возрастной кризис. Отслеживать необходимо изменения в поведении и проявление психосоматических заболеваний. Будьте особо внимательны к ребенку, всегда повышайте свою психологическую грамотность и тогда вы сможете предупредить кризис уже в момент его появления.