Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Советы психолога ВШДА. Как понять, что подростку нужна помощь.

Все дети проходят через подростковый период, но не понятно, кому сложнее –самим подросткам или их родителям. Мы попросили преподавателя Высшей школы делового администрирования, педагога-психолога Дмитрия Смульского дать рекомендации, как пережить это время максимально безболезненно и помочь школьнику при проявлении первых тревожных сигналов.
Подростковый возраст один из самых сложных периодов в жизни ребенка. Именно в это время, когда происходит становление личности подросток становится "трудным" и «неуправляемым». Часто у подростков определяется предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все эти обстоятельства требуют от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости и деликатности в общении и отношении.
Согласно определениям отечественной психологии подростковый возраст начинается в 11-12 лет и заканчивается (переходит в юность) в 15-16 лет. Физиологически пик подростковых трудностей – это 13-14 лет.
В этот момент огромное количество проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, новые потребности, которые раньше его тревожили. Это огромный шаг, который позволяет по-другому представить окружающую жизнь, себя, других людей. Появляется критичность по отношению к своим планам и мечтам. Ребенок становится реалистом.
Подростковый возраст – это не только психологические проблемы, но и настоящая физиологическая буря. Многие негативные моменты связаны именно с этим. В этот период необходимо очень внимательно следить за физическим и психологическим состоянием ребенка, чтобы не пропустить серьезных "сигналов".
Так как же понять, что подростку действительно нужна помощь специалиста? В первую очередь обратить внимание на наличие тревожных сигналов. Важным моментом является продолжительность: если данные симптомы продолжаются более двух недель.

Тревожные сигналы
• Отсутствие сил, вялость, апатия. Ребенок не хочет заниматься тем, что еще вчера было интересно (хобби, спорт, общение с друзьями) без внешних причин.
• Успеваемость резко упала, появились конфликты с учителями.
• Ребенок отказывается от еды, или наоборот, отмечается повышенный аппетит
• Резкие перепады настроения: от радости до слез, гнева и обратно. В целом подростку стало трудно контролировать свои эмоции.
• ВАЖНО! Повреждения на теле (порезы, ожоги, синяки).
• Отсутствие друзей, затруднение с построением контакта.
• Слова бессмысленности жизни и своей бесполезности.
Ни в коем случае не ругайте подростка, если вы заметили у него проблемное поведение. Это заставит его только сильнее замкнуться и скрывать от вас свои проблемы. Дайте ему понять, что вы рядом, поддерживаете его и готовы помогать.

Когда стоит проконсультироваться со специалистом?
Вот ряд вопросов, ответы на которые помогут понять, нужна ли ребёнку помощь специалиста:
Что именно в поведении ребёнка вызывает беспокойство?
Очень важно чётко, без обобщений сформулировать, что именно в поведении ребёнка вас волнует. Формулировки типа или «Я за него беспокоюсь» не подойдут, потому что в них мало конкретики. Попробуйте дать четкую формулировку, например, «он расстраивается, когда приходится нарушать режим и уклоняться от привычного плана действий».
Как часто это поведение повторяется?
Если вас беспокоят «неадекватное поведение» ребенка, вспомните, как часто это происходит. Каждый день, пару раз в неделю или реже? Как долго длится? Если это носит формат разовых проявлений, то беспокоиться не о чем.
Насколько такое поведение типично для детей этого возраста?
Наблюдайте и сравнивайте. Некоторые поведенческие особенности подростка могут быть неприятны для окружающих, но при этом являться возрастной нормой.
Как долго продолжается такое поведение?
Если эти особенности поведения появились в связи с внешними обстоятельствами (смена места жительства, школы, класса и т. д) ребенку необходимо время для адаптации и его поведение может вызывать недовольство.  Но лучше быть внимательными: если состояние продолжается более трех недель, это может быть причиной обратиться к помогающему специалисту.
Может ли мешать это поведение ребёнка получать удовольствие от жизни?
Вопрос самый главный: даже если поведение вписывается в возрастные нормы, но при этом мешает жизни ребёнка и его близких, это повод обратиться к специалистам. Если вы стали замечать, что ребенку сложно во взаимодействии со сверстниками, и он испытывает сложности в учебе, а близкие люди, к сожалению, вынуждены подстраиваться под его особенности в ущерб своим интересам — необходимо сходить к специалисту и узнать, есть ли способ решить проблему.

Вывод: помощь помогающего специалиста (психолога, психиатра, и др.) обычно требуется в трех случаях: если подросток заметно отличается от сверстников (как в минус, так и в плюс), пережил травмирующее событие (даже в качестве свидетеля), или тяжело проходит через возрастной кризис. Отслеживать необходимо изменения в поведении и проявление психосоматических заболеваний. Будьте особо внимательны к ребенку, всегда повышайте свою психологическую грамотность и тогда вы сможете предупредить кризис уже в момент его появления.
Новости