Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

Бюрократическую нагрузку на педагогов будут снижать в ходе экспериментов

Проблема объёмной бумажной работы среди специалистов сферы образования уже давно считается одной из самых острых. Для ее решения были созданы межведомственная рабочая группа и экспертные группы по всем уровням образования, в деятельность которых входил анализ ситуации и разработка перечня документов, мониторингов и путей решения в целом.

Что сделано для снижения бюрократической нагрузки педагогов?

Во-первых, внесены поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ», который наделяет Мипросвещения и Минобрнауки правом формировать перечни обязательной документации для педагогов. Во-вторых, Мипросвещения РФ подготовил приказ, где перечислены обязательные для ведения учителями документы – они снижены с 50 позиций до 5. О том, какие это конкретно документы, мы писали в наших статьях.

Воспитателей тоже не обошли стороной. Из-за отсутствия отдельной специальности медицинского работника в детских садах педагогам порой приходилось заполнять и документы медицинского характера. Теперь же для воспитателей планируют оставить только два документа из более чем 50 бумаг обязательных для заполнения.

Для преподавателей колледжей перечень обязательной документации тоже планируют снизить – с более 30 пунктов до 5; для преподавателей вузов – с 20 пунктов до 4.

Как будет организована дальнейшая работа межведомственной рабочей группы?

Наталья Алтыникова, руководитель рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования, советник руководителя Рособрнадзора, во время совещания в Комитете по образованию Санкт-Петербурга сообщила, что подходы к сокращению бюрократической нагрузки на педагогов и образовательные организации будут апробировать в ходе эксперимента, его проведут в этом учебном году.

В чём суть эксперимента и как он будет проходить?

Для эксперимента были выбраны 22 школы различных образовательных уровней. Они расположены в шести пилотных регионах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Пензенской, Нижегородской и Новосибирской областях. По словам Алтыниковой, определены четыре ключевые задачи в работе по снижению бюрократической нагрузки учителей и воспитателей, на которых и будет строиться эксперимент:

· снижение объема базовой документации, которую ведут педагоги;

· снижение объема мониторингов в системе образования;

· оптимизация информационных систем;

· сокращение количества запросов, на которые образовательные организации готовят ответы.

Созданы варианты типовых документов, эффективность которых проверят как раз в ходе эксперимента.

«Задачами пилотных организаций, которые примут участие в эксперименте, станут: апробация перечней документации, разработка типовых форм документов, анализ запросов, приводящих к необходимости готовить дополнительные документы, анализ мониторингов и данных информационных систем и подготовка предложений по их доработке. Пилотные образовательные организации на своих площадках будут пробовать работать по предложенным правилам, выявлять возникающие проблемы. Мы будем использовать механизм регуляторной гильотины, который позволит отсечь в одночасье все то, что мы посчитаем ненужным, и отсечка эта ориентировочно произойдет 1 марта 2024 года. То есть до этой даты мы должны сформировать и утвердить все подзаконные акты, которые необходимы будут для реализации принятых решений».

Предполагается, что экспериментальный подход к решению проблемы бюрократической нагрузки на педагогов позволит найти оптимальные типы и формы документов и работу с ними. Если эксперимент будет успешным, к началу 2024-2025 учебного года учителей и воспитателей освободят от большого количества ненужной бумажной работы, уверены эксперты.
Новости