Существуют четкие правила, что точно нельзя делать при конфликтном разговоре с родителями:
- Никогда не ведите разговор в присутствии посторонних людей и местах общего пользования.
- Не показывайте родителям, что учитель здесь вы, и вам лучше знать, каков их ребенок и как «правильно» они его воспитывают.
- Не указывайте на то, что все проблемы идут из семьи.
- Разбирая конфликтную ситуацию, не старайтесь напомнить и о предыдущих «подвигах» ребенка.
- Не завершайте разговор, ссылаясь на вашу занятость, не дав им возможности высказаться.
- Не старайтесь впредь избегать общения с этими людьми после конфликта (исключить из чата, отказываться от встреч и т.д.).
Мы разобрали, что не стоит делать, а теперь перейдём к тому, как наладить диалог и максимально эффективно разрешить конфликтную ситуацию:
- Согласуйте встречу, выделив на это минимум 30-60 минут своего времени.
- Проговорите заранее, что выслушаете друг друга, не перебивая (сдерживайте себя, как бы ни было сложно).
- В первую очередь найдите те пункты, в которых ваши мнения сходятся. Это поможет настроится на нужный лад разговора. И только после этого переходите к обсуждению тех моментов, в чем ваши мнения расходятся.
- Предлагайте свою помощь. Используйте фразы вроде «давайте вместе поищем способ решить проблему». Такой подход может оказать гораздо большее влияние, чем может показаться на первый взгляд. Объединяясь вместе с родителями, вы увеличиваете доверие друг к другу тем самым преодолеваете разобщённость, вызванную конфликтом интересов.
- Даже если родитель не прав на 100%, никогда не говорите ему об этом прямо. Даже если вам удастся доказать свою правоту, второй стороне её будет тяжело принять. Ведите разговор таким образом, чтобы родители сами осознали свою ошибку.
- Не пытайтесь хитрить и утаивать информацию от родителя. Если она имеет конфиденциальный характер или задевает интересы третьих лиц, то прямо и честно скажите ему об этом. Честность в диалоге только увеличивает степень доверия между вами.
- Не допускайте резких высказываний и критики в адрес родителя, никогда не прибегайте к оскорблениям. Даже если ваш собеседник критикует вас — не отвечайте ему тем же самым. Иначе беседа превратиться в вульгарный скандал, а возможность конструктивного решения будет упущена навсегда.
- В любом конфликте всегда виноваты обе стороны, не пытайтесь найти более виноватую (это еще более разогреет конфликт). Всегда пытайтесь подтолкнуть к поиску компромиссного решения. Взаимовыгодный компромисс - лучшая основа для решения любого конфликта.
- Успешное разрешение конфликта возможно только в деловой беседе. Любое скатывание в эмоции и чувства заведёт в тупик.
Важным моментом для беседы будет демонстрация уверенности в своих силах (даже если таковой очень мало). Если ваш собеседник заметит неуверенность в себе, он может расценить это как личную победу, как подтверждение собственной правоты, или как вашу слабость. Это почти всегда приводит к нежеланию идти на компромиссы, а напротив — к попытке усилить давление на вас.
К сожалению, педагогическая деятельность переполнена различного рода конфликтами. С родителями, коллегами, воспитанниками и т.д. Перефразируя классика, можно сказать: «Лучший конфликт тот, которого не было». Пытайтесь предупреждать конфликтные ситуации, а если это невозможно всегда старайтесь сохранить лицо. С огромной благодарностью и любовью к вам и вашей профессии. Берегите себя!