В этом учебном году российских школьников ждут профориентационные занятия по четвергам «Россия - мои горизонты». По календарно-тематическому планированию, всего будет 34 занятия по часу.
Об этом на недавнем ОРС сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. Он уточнил, что занятия будут проходить для учащихся 6-11 классов, и с 1 сентября 2023 года в школах будет действовать единая профориентационная модель.
Мы изучили методические рекомендации по реализации профориентационного минимума, опубликованные Министерством просвещения на официальном сайте. Что нам предлагают?
Какие форматы советует министерство?
Из всего семь: это урочная и внеурочная деятельность, практика, допобразование, работа с родителями, профильные классы и профобучение. Педагогам советуют учитывается возраст каждого класса, а также предлагается профориентационный минимум по трём группам на выбор: базовый уровень (не менее 40 ак.ч.); основной уровень (не менее 60 ак.ч.); продвинутый уровень (не менее 80 ак.ч.).
Что это за форматы?
Урочная деятельность
Рекомендуемый объём нагрузки – не менее 9 ак.ч. Сюда относится профориентационный блок в предмете «Технология», а также профориентационные элементы, которые в целом внедряются в уроки. Например, можно рассмотреть значимость и нужность определённого школьного предмета для конкретной профессиональной ниши.
Внеурочная деятельность
Здесь рекомендуется курс занятий «Россия – мои горизонты». Он подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», рассчитанной на 34 ак.ч. Определённую часть (не больше половины) в занятиях будет занимать региональный компонент, то есть знакомство с профессиями, востребованными для региона школы. Здесь можно также проводить тестирования, диагностики интересов и личности.
Практико-ориентированный модуль
Рекомендуемый объём нагрузки – не менее 12 ак.ч.). Он предполагает собой погружение в мир определённой профессии. Самая оптимальная форма знакомства со специальностью – экскурсии, встречи с работниками профессии, а также участие в ярмарках профессий, мастер-классах, в открытых занятиях в колледжах и т.д.
Дополнительное образование
Рекомендованный объём нагрузки – не менее 3 ак.ч.). Оно включает выбор и посещение пробных занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся, т.е. кружки, секции, элективные курсы. Здесь, собственно говоря, нововведениями нас не удивили.
Профессиональное обучение
Оно включает мероприятия, помогающие выбрать, а затем – при желании обучающегося – пройти обучение по программам профессионального обучения.
Взаимодействие с родителями
Не менее 2 ак.ч. в год. Предполагает участие родительского сообщества в профориентационной деятельности. Например, родители могут приходить на профориентационные занятия в качестве представителей определённой профессии и рассказывать детям о своей работе.
Профильные предпрофессиональные классы
Это комплекс мероприятий, который включает все вышеперечисленные форматы работы. Он предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями ВО или компаниями-работодателями.
Какие мероприятия советуют и всем ли они будут доступны?
Также в методических рекомендациях даётся перечень профориентационных мероприятий с их подробным описанием. В качестве таких мероприятий министерство рекомендует прибегать к следующим:
Стоит отметить, что большинство рекомендованных мероприятий основывается на сотрудничестве с проектом «Билет в будущее». В рамках профориентационной деятельности предлагается разделение на две группы: школьники, которые зарегистрировались на проект «Билет в будущее», и ученики без регистрации в этом проекте.
Содержание занятий, в больше степени, между группами не будет сильно отличаться. Однако школьники, зарегистрированные в проекте, будут иметь более расширенный информационный материал. Например, у них будет другая, более расширенная диагностика, а также будут доступны рефлексивные занятия. На них будут разбираться и обсуждаться персональные рекомендации по итогам участия учеников в профориентационных мероприятиях. Ученикам без регистрации в проекте такие мероприятия будут недоступны.
Так же в самом документе можно ознакомиться с календарно-тематическим планированием и, соответственно, с содержанием каждого занятия и мероприятия. Например, в сентябре учащиеся ознакомятся с отраслями экономического развития и отечественной системой образования, а в октябре узнают про промышленные специальности и начнут проходить тематические тестирования и диагностики.
Вот такие рекомендации. Коллеги, что вы о них думаете?
Об этом на недавнем ОРС сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. Он уточнил, что занятия будут проходить для учащихся 6-11 классов, и с 1 сентября 2023 года в школах будет действовать единая профориентационная модель.
Мы изучили методические рекомендации по реализации профориентационного минимума, опубликованные Министерством просвещения на официальном сайте. Что нам предлагают?
Какие форматы советует министерство?
Из всего семь: это урочная и внеурочная деятельность, практика, допобразование, работа с родителями, профильные классы и профобучение. Педагогам советуют учитывается возраст каждого класса, а также предлагается профориентационный минимум по трём группам на выбор: базовый уровень (не менее 40 ак.ч.); основной уровень (не менее 60 ак.ч.); продвинутый уровень (не менее 80 ак.ч.).
Что это за форматы?
Урочная деятельность
Рекомендуемый объём нагрузки – не менее 9 ак.ч. Сюда относится профориентационный блок в предмете «Технология», а также профориентационные элементы, которые в целом внедряются в уроки. Например, можно рассмотреть значимость и нужность определённого школьного предмета для конкретной профессиональной ниши.
Внеурочная деятельность
Здесь рекомендуется курс занятий «Россия – мои горизонты». Он подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», рассчитанной на 34 ак.ч. Определённую часть (не больше половины) в занятиях будет занимать региональный компонент, то есть знакомство с профессиями, востребованными для региона школы. Здесь можно также проводить тестирования, диагностики интересов и личности.
Практико-ориентированный модуль
Рекомендуемый объём нагрузки – не менее 12 ак.ч.). Он предполагает собой погружение в мир определённой профессии. Самая оптимальная форма знакомства со специальностью – экскурсии, встречи с работниками профессии, а также участие в ярмарках профессий, мастер-классах, в открытых занятиях в колледжах и т.д.
Дополнительное образование
Рекомендованный объём нагрузки – не менее 3 ак.ч.). Оно включает выбор и посещение пробных занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся, т.е. кружки, секции, элективные курсы. Здесь, собственно говоря, нововведениями нас не удивили.
Профессиональное обучение
Оно включает мероприятия, помогающие выбрать, а затем – при желании обучающегося – пройти обучение по программам профессионального обучения.
Взаимодействие с родителями
Не менее 2 ак.ч. в год. Предполагает участие родительского сообщества в профориентационной деятельности. Например, родители могут приходить на профориентационные занятия в качестве представителей определённой профессии и рассказывать детям о своей работе.
Профильные предпрофессиональные классы
Это комплекс мероприятий, который включает все вышеперечисленные форматы работы. Он предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями ВО или компаниями-работодателями.
Какие мероприятия советуют и всем ли они будут доступны?
Также в методических рекомендациях даётся перечень профориентационных мероприятий с их подробным описанием. В качестве таких мероприятий министерство рекомендует прибегать к следующим:
- Профориентационный урок
- Профориентационная онлайн-диагностика
- Рефлексивное занятие (только для участников проекта «Билет в будущее)
- Проектная деятельность
- Экскурсии
- Мультимедийные выставки
- Профессиональные пробы (очный и онлайн формат)
Стоит отметить, что большинство рекомендованных мероприятий основывается на сотрудничестве с проектом «Билет в будущее». В рамках профориентационной деятельности предлагается разделение на две группы: школьники, которые зарегистрировались на проект «Билет в будущее», и ученики без регистрации в этом проекте.
Содержание занятий, в больше степени, между группами не будет сильно отличаться. Однако школьники, зарегистрированные в проекте, будут иметь более расширенный информационный материал. Например, у них будет другая, более расширенная диагностика, а также будут доступны рефлексивные занятия. На них будут разбираться и обсуждаться персональные рекомендации по итогам участия учеников в профориентационных мероприятиях. Ученикам без регистрации в проекте такие мероприятия будут недоступны.
Так же в самом документе можно ознакомиться с календарно-тематическим планированием и, соответственно, с содержанием каждого занятия и мероприятия. Например, в сентябре учащиеся ознакомятся с отраслями экономического развития и отечественной системой образования, а в октябре узнают про промышленные специальности и начнут проходить тематические тестирования и диагностики.
Вот такие рекомендации. Коллеги, что вы о них думаете?