Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

«Сегодня бум педагогического образования»: о чем говорили на коллегии минпросвещения? Тезисы конференции

29 сентября прошла «Коллегия Министерства просвещения РФ»: на ней представители министерства и учреждений разного уровня обсуждали обеспечение кадрами и инклюзивное образование. Мы собрали для вас главные тезисы встречи!

Состояние российского образования на текущий момент

  • Вопросы укомплектования учебниками решены. Нехватку учебников министр Кравцов объяснил тем, что в школы набралось гораздо большее число учеников, чем планировалось.
  • Новый государственный учебник по истории в твёрдом переплёте стоит дешевле на 20%, чем прежнее издание в мягком переплете.
  • В 2022 году была принята концепция подготовки педагогических кадров, которая объединяют региональные образовательные системы и педагогические вузы: вузы должны эффективно подготавливать специалистов для школ. Сегодня бум педагогического образования. Число поданных заявлений на педагогические направления в этом году составляет 905 тыс. Это на 17% больше, чем в прошлом году.
  • В малокомплектных школах учителя сталкиваются с проблемой набора рабочих часов. Поступило предложение обучать педагогов в таких школах не только своим, но и смежным специальностям, чтобы не возникали проблемы с нехваткой кадров и учителя повышали уровень своей квалификации.

Про ядро педагогического образования и подход к подготовке педагогов

  • Создано ядро (основа) высшего педагогического образования, которое определяет структуру и содержание основных модулей. Кравцов отметил, что «проект ядра педагогического образования – это фактически возвращение специалитета в систему педагогического образования».
  • Наиболее важная в настоящий момент компетенция педагога, отметили в министерстве, – мировоззренческая.
  • Основные модули: социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий, учебно-исследовательской и практической деятельности, психолого-педагогический, воспитательной деятельности, предметно-методический, ГИА. Один из главных принципов – поворот к потребностям школьного образования.
  • Единый подход к подготовке педагогических кадров, ядро педагогического образования внедрено с 1 сентября 2022 года в вузы и с 1 сентября текущего года в колледжи. Сейчас рассматривается внедрение подхода в дополнительное педагогическое образование.
  • В педагогические вузы ввели демонстрационный формат госэкзаменов, где студентам необходимо разработать урок и показать часть этого урока комиссии.

Про инклюзивное образование

  • В инклюзивное образование предлагается ввести трудовое воспитание.
  • С 1 сентября текущего года во всех детских садах и школах реализуются единые адаптивные программы образования вне зависимости от того, являются ли они коррекционными или инклюзивными.
  • 15 лет назад главной проблемой для России был недостаток инклюзии, сейчас – псевдоинклюзия, отметили в министерстве. Пример псевдоинклюзии – закрытие коррекционных школ и помещение детей с ОВЗ в учреждения без учёта их особенностей здоровья.
  • На сегодняшний день около 65% школ, которые вошли в выборку пилотного мониторинга, реализуют надомное обучение.
  • В этом году будет проведено исследование с участием всех 85 субъектов РФ, чтобы на основе собранных данных вычислить индекс инклюзивной в России и охарактеризовать состояние инклюзивной системы образования.

О миссии воспитания

  • Особая роль воспитания в педагогическом образовании: «Учитель должен не просто демонстрировать приверженность к традиционным ценностям. В этом должна быть его личность».

Полную запись конференции можно найти в официальном сообществе Министерства просвещения РФ во ВКонтакте.
Новости