Высшая школа делового администрирования
ВШДА-лента

«По 40 детей в первых классах»: подписчики и эксперты о переполненности школ

На днях мы поделились с вами новостью об одной самарской школе, которая 1 сентября открыла свои двери аж для 31-го первого класса. Такая ситуация далеко не во всех школах страны, однако во многих учреждениях количество принимаемых классов часто становится больше десяти. И это уже обыденность.

ВШДА спросила своих подписчиков о том, как они относятся к укрупнению школ? Хорошо это или плохо? И какие проблемы влечет за собой?

Где брать учителей?

Большинство высказавшихся относится к подобным ситуациям резко негативно, ведь каждому классу нужны учителя, а проблема с нехваткой педагогических кадров последние несколько лет является одной из основных. Плюс ко всему в каждом классе число учеников составляет в среднем по 30 человек. В таких условиях учителю сложно уделять внимание каждому.

  • По 30 человек в классе! О каком качестве образования может идти речь?

  • И не только огромные школы плохо, но и огромные классы, это уж совсем нехорошо. Как тут увидеть каждого ребенка и учесть его потребности и способности, если их в классе 30+.

  • Это НЕ НОРМАЛЬНО! Жаль учителя...

  • Где взять столько качественных учителей? Берут с улицы, без педагогического образования и опыта с детьми. В нашей школе 6 первых классов, учителей не хватает...

  • Они в верхах сидят, делать нечего, вот и придумывают ерунду. А учителю хоть разорвись. Попробуй с таким количеством детей донести ребенку, который не может все схватить на лету.

  • Огромные школы – это плохо! Детей там «не видят».

Актуальные цифры

Также подписчики поделились, сколько первых классов в этом году набрали (и набирали за последние несколько лет) в их городах и районах. Как и ожидалось, цифры сильно разнятся.

В некоторых городах действительно ситуации примерно такие же, как в самарской школе, а количество первоклассников может достигать до 40 человек на класс.

  • В СПб в классе у дочери 36 человек. В этом году набрали по 40-46 человек в классе.

  • У нас в ЖК школа в 3 смены, 1936 года постройки и на 150 мест. Сейчас около 600 детей в ней. А школа все строится...

  • 20 первых классов по 30 человек. В школе рядом с нами 21 первый класс по 30 человек.

  • 7 первых классов. В классах по 40 детей. В нашем 41 ребенок...

В других городах количество и первых классов, и человек в каждом классе оптимальные и привычные.

  • В нашей школе всего три первых класса А, Б, В. Все как у нормальной школы.

  • У нас 2 класса первых набрали. А в прошлом году не было 11 класса. Зависит от города

В сельских школах ситуация диаметрально противоположная – здесь наоборот недобор первоклашек (а зачастую и учеников для старших классов) является делом обыденным. Причем иногда первые классы вообще не набираются.

  • А надо поддерживать село! А то народ бежит из сёл в города от безысходности, от того, что нет работы родителям. В итоге: городские школы переполнены, а сельские закрываются или «оптимизируются».

  • У нас всего 1 первый класс, в котором 1 ребенок! Школа сельская на 430 мест. Детей – 54.

Вопросы – к застройщикам и властям

Многие связывают рост численности первоклассников с некорректным строительством районов с плохо продуманной инфраструктурой. По мнению подписчиков, подобной проблемы не было бы, если бы в новых микрорайонах вместе с жилыми домами строились и школы, и детские сады.

  • 38 детей у нас (было 41, ушли трое). Микрорайоны строятся огромные. Застройщиков никто не обязывает строить школы, сады, поликлиники (хотя надо), а существующие не выдерживают наплыва переезжающих в новые ЖК. Наверное, застройщик думает, что все покупатели – сплошь одиночки без детей. А покупателей не смущает, что нет ни школ, ни садов, ни поликлиник рядом.

  • Надо на законном уровне делать так, чтоб при застройке новых районов, строили не только жилые дома, но и школу, сад, поликлинику, парковки и прочее.

Это временно?

Небольшая часть подписчиков считает, что в подобной ситуации нет ничего ужасного, и это просто временная необходимость: со временем построятся новые школы, и часть учеников из слишком многочисленных учреждений перейдёт в них. А некоторые считают, что огромное количество учеников – это и вовсе не проблема, если школа имеет возможность их потянуть.

  • Когда я пошла в 1 класс в 1980 году в Тольятти, у нас школа набрала 13 первых классов. Судя по фотографиям, с 1-го по 4-й было по 42 ученика в классах. Ничего, выжили.

  • Думаю, это сложный переход к новой системе. Плохого в этом нет, мое мнение, если только размеры школы могут принять такое количество учеников.

  • Курск. У нас было 17 первых классов. Через год построили ещё одну школу, и часть детей ушло. Ничего страшного, на самом деле, в этом нет. Главное, чтоб учителей и классов хватало.

  • Это просто новый район строится... И много молодёжи. Много детей. Поэтому и так много детей в школе. И не надо тут панику разводить. Все замечательно у нас.

Также подписчики уверены, что постепенно количество первоклассников будет снижаться с каждым годом, поскольку сейчас отмечается недобор в детские сады.

  • Это ненадолго. В садиках уже недобор детей.

  • У нас очень-очень мало детей раннего возраста в детских садах уже второй год. Это дети 2019, 2020 и 2021 годов. Когда они подрастут до школы, то и там будет недобор.

Мнения экспертов

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудина считает, что ситуации, подобные самарской школе, – штатные. Просто необходимо продуманнее относиться к проектированию новых районов.

  • Уже не раз говорилось о том, что проектирование новых районов городов должно в первую очередь сопровождаться продуманной социально-культурной сферой, строительство жилья опережает создание и образовательных организаций, и других социальных учреждений.

Заместитель председателя комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская тоже связывает проблему переполненных образовательных учреждений непродуманной инфраструктурой новых районов и «просчётами местных властей».

  • Проблема действительно вызвана интенсивным строительством новых районов в крупнейших городах страны. Социальные учреждения за такими темпами застройки банально не успевают. Для улучшения ситуации из федерального бюджета несколько лет назад была выделена рекордная сумма на строительство более 1,3 тыс. школ до 2024 года.

Напомним, что на недавнем ОРС министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что к 1 сентября текущего года открыто 160 новых школ и продолжают строиться новые. Также в законодательство всё-таки внесены изменения, согласно которым застройщикам настоятельно рекомендуется возводить школы и детские сады сразу с жилыми кварталами.
Новости