Мажейкина О.А. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Особенности дистанционного обучения и возможности дистанционных технологий в учебном процессе
Автор: Мажейкина Оксана Александровна МБОУ Школа №129 г.о. Самара
В настоящее время использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением. Это значительно изменило подход к образованию вообще и обучению иностранным языкам в частности. В нашей стране дистанционные информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие и стали завоевывать свое место в образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя. При обучении английскому языку с использованием технологий дистанционного обучения решаются следующие задачи: - предоставление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; - обеспечение обучающимся возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории; - формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; - использование ресурсов сети Интернет для оптимизации учебного процесса; - вовлечение обучающихся в единое информационно-образовательное пространство. На сегодняшний день актуальным является организация дистанционного обучения через разные формы взаимодействия учителя и ученика. Одной из таких форм является консультирование, которое решает следующие задачи: • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса; • отработка умений и навыков; • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов; • оказание помощи при подготовке презентаций; • рекомендации по выполнению учебных проектов исследовательской деятельности; • оказание помощи для подготовки к конкурсам, олимпиадам. Для организации индивидуальных заданий с учащимися я использую электронный дневник и провожу индивидуальные консультации посредством системы личных сообщений через адрес электронной почты или при помощи видеосвязи в Вайбере. При самостоятельном изучении новой темы учащимся предлагаю воспользоваться ресурсами образовательных платформ Я- класс и Российская электронная школа. С помощью электронной почты налажено общение между учителем и учащимися: рассылка учебных заданий, вопросы учителя и к учителю. Электронная почта облегчает учителю рассылку материала, позволяет отслеживать историю переписки с учащимся и родителями. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. На мой взгляд, этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях: - при выполнении проектов и исследовательских работ; - в работе с детьми-инвалидами или часто болеющими; - в работе с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня), а также во время карантина. Использование образовательных платформ позволяет мотивировать ученика на самообразование. Именно поэтому мне нравится работать с электронной образовательной платформой «ЯКласс». Хочу отметить, что навигация по сайту очень удобная, меню сайта «ЯКласс» делится по тематическим блокам, всю информацию можно получить в справочном разделе. Каждый урок имеет технологическую карту, теорию, тренировочный задания, тесты и наконец, проверочные работы. Для создания проверочных работ не требуется много времени, есть предпросмотр заданий и возможность заменить одно задание на другое. В любую работу можно включить свое задание и это даёт возможность работать с детьми дифференцированно. Проверочную работу можно отредактировать по дате и времени, с которого учащиеся смогут приступить к выполнению, сроку, в течение которого данная работа доступна для выполнения, ограничению по времени, количеству попыток, которые ученик может использовать для решения текущей проверочной, имеется просмотр результатов и возможность оставить для учащихся сообщение или комментарий к данной работе. Я рекомендую своим ученикам вначале проработать теорию по теме, а затем выполнить тренировочные задания. Все темы согласуются с тематическим планированием и легко вписываются в учебную программу. Автоматизированная проверка результатов, подробная статистика и рекомендованная оценка позволяет сэкономить время. Как учитель я с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет, готовлю набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный материал по изучаемым темам, и сообщаю эти ссылки своим ученикам. Подводя итог, можно отметить, что дистанционное обучение английскому языку: • предоставляет возможность проходить обучение, не выходя из дома; • обеспечивает широкий доступ к образовательным ресурсам;; • предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения. Но при этом нужно помнить, что эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих: а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием; б) используемых при этом педагогических технологий; в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; г) эффективности обратной связи. Другими словами, успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов и педагогического руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Но тем не менее, система дистанционного образования должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.