Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Сотскова Л.Ю. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Обучение с использованием различных современных технологий в нашем мире стало весьма актуальным. Без знания компьютера и сети Интернет сейчас не представляется ни одно направление жизнедеятельности. Быстрые, а точнее стремительные изменения в мире технологий приводят к тому, что и процесс обучения должен стать совершенно иным.

Обучение с использованием компьютера, ноутбука, нетбука, планшета в общеобразовательных школах стало одним из ведущих направлений интеллектуального развития. Достижения науки, техники приводят к кардинальному изменению и процесса обучения в начальной школе.

Понятие педагогическая технология берёт начало от двух древне-греческих слов—τέχνη— «искусство, мастерство, умение» и λόγος — «слово, учение». Таким образом, педагогические технологии — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [3].

Эпоха кибернетики, компьютеризации требует иного подхода к самому процессу обучения, а появляющиеся возможности позволяют сделать этот процесс более индивидуальным.

Понятие «технологий будущего» всё глубже вживается в повседневность.

Для того, чтобы стать «современным» педагогом просто необходимо:

1. Знать и правильно использовать различные педагогические технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

2. Определить наиболее популярные на современном уроке, способствующие формированию мотивации в изучении предметов, позволяющие облегчить процесс изучения материала.

3. Определить степень важности правильного подбора и использования педагогических технологий в процессе обучения, в построении урока и образовательной программы.

Данное направление в образовании достаточно широко освещено в работах методистов: Гез Н.И., Пассов Е.И., Рогова Г.В., Буданова Е.А., Соловова Е.Н., Загвязинский В.И., Бочарова Л.П., Соболева. А. В., Ковальчук М.А. и др.

Разработкой и внедрением в учебный процесс педагогических технологий занимается ряд педагогов, начиная с тридцатых годов. Существует огромное множество различных технологий. В связи с тем, что время не стоит на месте, ученые, профессора, педагоги ищут все более совершенные средства, подходы и методы для успешного обучения.

В педагогике понятие педагогическая технология существует давно. Это работы известного русского педагога Лихачева Бориса Тимофеевича, доктора философских наук Виктора Максимовича Шепель, профессора, педагога и академика РАО Беспалько Владимира Павловича и др.

Беспалько В.П. считал: «Любая деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [1]. На мой взгляд, это наиболее удачная характеристика. Нет сомнения, педагогические технологии— это не просто деятельность педагога, но и искусство.

В связи с концепцией модернизации главной целью становится не просто передача знаний, а развитие каждого ученика как личности. Я считаю, что педагогические технологии – это система функционирования как личностных, так и методологических средств, для достижения поставленных педагогических целей обучения.

Надо помнить, что организация педагогических технологий зависит от дидактических принципов, наиболее важными из которых являются принцип наглядности, научности и доступности, прочности усвоения знаний, сознательности и активности, системности обучения и связь теории с практикой.

В зависимости от того, какую роль занимает педагог на учебном занятии, ПТ бывают активными и пассивными. К пассивным педагогическим технологиям относятся: опрос, самостоятельные и контрольные работы, лекции и т. д. Однако всем известно, что пассивные технологии малоэффективны.

В.П. Кузовлев считает активные методы стимуляторами познавательной деятельности учащихся [6]. Это означает, что применение активных методов выводит учащихся на совершенно иной, более устойчивый уровень учебной мотивации: усвоение знаний происходит через интерес, а не под давлением внешней необходимости.

Активные методы обучения составляют систему технологии активного обучения, под которой понимается организация учебно-познавательного процесса, исключающая пассивное наблюдение за последним: каждый учащийся проявляет активность в самом процессе познания. В процессе задействованы все учащиеся: либо путем выполнения определенного ролевого задания, либо путем отчетности по решению конкретной познавательной задачи [5].

В современной школе используют следующие технологии активного обучения:

1) технология драматизации,

2) инверсивные технологии,

3) групповая дискуссия,

4) технология морфологического анализа,

5) технология эвристических вопросов,

6) технология брейншторминга,

7) технология театрализации [7],

8) технология portfolio,

9) технология проектной деятельности,

11) технология опережающего обучения,

12) технологии Языкового портфеля.

О каждой из них можно говорить бесконечно. Однако, даже они стали уже технологиями «вчерашнего дня».

Зададим вопрос: «Что больше всего интересует современных учеников?» Конечно же компьютер (телефон) и интернет ресурсы. Наша жизнь не возможна без применения разнообразных гаджетов, используя их на уроке, мы стимулируем познавательную активность обучающихся.

Применение программирования и робототехники становится более распространённым во многих больших городах. Это позволяет развивать научно-техническое творчество, навыки практического решения задач на уроках. Существует большое множество конструкторов, содержащих программное обеспечение. Наиболее распространённым считается конструктор от фирмы Lego. Он может применяться на уроках от младших и заканчивая старшими классами. Данный конструктор позволяет обучающимся самостоятельно конструировать, собирать и программировать модель, а в дальнейшем применять ее для решения практических задач. В зависимости от возрастной группы обучающихся используются конкретные модели Lego. Такие как: Lego WeDo, Lego Education Lego Mindstorms, TETRIX и прочие. Применение робототехники на уроках в начальной школе позволяет формировать навыки устной и письменной речи, пополнять словарный запас, улучшать языковое восприятие, развивать творческое и логическое мышление.

Помимо развития робототехники не менее важную роль в образовательном процессе играет геймификация.

Геймификация (игроизация, игрофикация) - это использование игровых элементов и методов игрового дизайна в неигровых контекстах; применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлеченности в решение прикладных задач, использование продуктов и услуг [4].

Геймификация отличается от обычной игры тем, что применяются подходы, относящиеся только к компьютерным играм. Что способствует повышению уровня мотивации и заинтересованности обучающихся. Помимо этого, геймификация позволяет сделать учебное занятие ярким и красочным, что приводит к выработке организмом положительных эмоций и позволяет запомнить учебный материал, не прилагая особых усилий. Данная технология подходит как для индивидуальной, так и для групповой формы работы. Найти данную информацию можно на таких сайтах как: «Открытый урок. Первое сентября», Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками Учи.ру, «Учительский портал», ресурсы «Начальная школа», «Страна мастеров», LENAGOLD, tatarovo.ru viki.rdf.ru и др. рассчитаны на творческих, креативных учителей, родителей и обучающихся.

Индивидуализация обучения— это цель, к которой стремится образование. Самым важным плюсом является обучение лицом к лицу. Информационные технологии помогают составить для каждого отдельного ученика собственное содержание и способы обучения. Появившиеся в последнее время в зоне «технической доступности» очки и шлемы виртуальной и дополненной реальности способствуют расширению сферы обучения. Используя и на уроке, обучающиеся имеют возможность путешествовать по разным местам мира и космоса, посещать музеи и исторические здания архитектуры, путешествовать по разным странам и многое другое в 3D пространстве. Инструменты виртуальной реальности помогают наглядно показывать тот или иной материал на уроках в начальной школе. Такого типа технология дает возможность построения, как всего урока, так и 5-7 минутного погружения. Применение AR и VR модернизируют урок, мотивируют обучающихся, помогают в наглядном получении и закреплении материала. Использование очков дополнительной реальности дает возможность детям создавать проекты, постановки сказок и рассказов, отработки ситуаций общения непосредственно в той локации, которую они предполагают, а также творчески подходить к учебному процессу в целом. Работа с применением AR и VR может осуществляться как в группах, так и индивидуально [2].

Этому способствует «Точка роста»— федеральная программа «Современная школа», при этом данный центр станет основой цифрового и гуманитарного профилей в урочное и внеурочное время. Это не только новые компьютерные классы, кабинеты технологии, информатики, основ безопасности жизнедеятельности, очки, шлемы виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), но и абсолютно новый подход к развитию личности ребёнка.

Таким образом, существовавшие ранее технологии приобретают новый вид в связи с модернизацией самого общества. Все больше и больше появляется методических разработок, которые учитель может применять для целостного образовательного процесса.

Библиографический список

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1996. 243 с.

2. Википедия. Очки виртуальной реальности [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виртуальная_реальность, свободный (дата обращения: 10.11.2019).

3. Википедия. Педагогические технологии [Электронный ресурс] / Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогические_технологии, свободный (дата обращения: 10.11.2019).

4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009 О.М.

5. Климентенко А. Д. Теоретические основы обучения иностранному языку в школе/ А. Д. Климентенко, Л.А. Миролюбова.-3-е изд.,пер.-М.:Педагогика, 2011. 175с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. 256 с.

7. Чернобай С. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012. 17с

Сведения об авторе

Сотскова Лариса Юрьевна, учитель начальных классов, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тамтачетская средняя общеобразовательная школа, Россия, Иркутская область, Тайшетский район, п. Тамтачет.