воспитатель
Спиридонова Ирина Александровна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 323" г. о. Самара
В наше время особое внимание оказывают детскому конструированию. Не зря в Федеральном образовательном государственном стандарте дошкольного образования конструирование детей рассматривается как одно из ведущих видов детской деятельности, благодаря которой каждый ребенок развивает внимание, воображение, логику, проявляет свои творческие конструктивные способности.
Актуальность темы, обусловлена и тем, что начиная с дошкольного возраста необходимо готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Конструирование является одним из естественных для детей видов деятельности. И желание сломать игрушку, разделить её на части всего лишь заложенная с рождения потребность ребёнка узнать, как этот предмет устроен, из чего состоит. Для того чтобы направить подобную деятельность в «мирное русло», необходимо заниматься развитием технических способностей у детей. И таким «мирным руслом» может стать конструирование.
Занимаясь конструированием, дети начинают различать геометрические фигуры, запоминают их названия и особенности. Ребята начинают сравнивать, различать детали по таким свойствам, как величина, форма, цвет. Дети учатся располагать детали на плоскости, запоминают понятия пространственного ориентирования. Развивается моторика рук, связанная с работой головного мозга, а значит, быстрее развивается речь, обогащается словарный запас. Детьми познаются свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Дети совершают множество пробующих движений, делают ошибки, исправляют их. У них появляется активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать.
Конструктор – хорошее средство в работе с гиперактивными детьми. Конструирование требует усидчивости, терпеливости и целеустремленности.
Конструкторы больших размеров рассчитаны на общую игру, тем самым развивают у детей социально-коммуникативные навыки.
Воспитателями в групповом помещении первой младшей организован центр конструирования, играя в котором малыши имеют возможность познакомиться и применить на практике большое количество различных видов конструирования.
Например, самое простое — это счётные палочки, которые отлично подходят для развивающих занимательных игр с малышами. Игры со счетными палочками развивают подвижность кисти рук и пальчиков, воображение, ловкость, координацию, а также творческие способности детей к моделированию и конструированию.
Или, например, игры с наборами кубиков. У нас в группе есть наборы кубиков деревянных, пластмассовых и мягких тканевых.
Дети учатся различать основные формы деталей строительного материала, сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно сооружают постройки, конструируют башенки, домики, мебель и др.
Воспитателями разработаны и изготовлены цветные схемы в натуральную величину кубиков. На каждой схеме изображена постройка из 2-4 кубиков. Детям предлагается рассмотреть картинку, найти нужные детали, определив цвет и форму, и приложить к изображению. Также, опираясь на карточку-схему, можно выполнять постройку не на плоскости, а в пространстве.
Для развития творческих способностей детей и фантазии можно применять мозаику. Дети с большим удовольствием выкладывают свои замыслы на плоскости.
В нашей группе есть большой пластмассовый напольный конструктор, играя с которым, ребята учатся определять, что будем строить? А затем - мотив для чего мы это делаем? Выбирая подходящие материалы, используя разные формы деталей дети учатся ориентироваться в пространстве и играть сообща. Здесь ребята в полной мере могут проявить свою самостоятельность и инициативу.
Самый рапространённый и популярный вид конструирования не только среди детей, но и среди взрослых – это конструкторы ЛЕГО с крупными или классического размера деталями, которые позволяют сделать игру еще более интересной, а включенные в наборы фигурки людей или животных помогают в разыгрывании сценок.
Предметно-пространственная среда нашей группы насыщена конструкторами различных форм и конфигураций, которые тоже используются нашими малышами для свох конструкторских игр.
Конечно же малыши развивают в игре с конструкторами не только свои творческие и инженерные способности, но и математические. Например, во время занятий с набором счетных материалов можно предложить следующие задания:
«Построй дорожку». Педагог строит наглядный образец дорожки из геометрических фигур. Детям предлагается построить такую же дорожку.
«Продолжи ряд». Педагог складывает простой ряд из фигур, с чередованием их по форме или по цвету. Дети продолжают выкладывать ряд
самостоятельно.
«Сложи картинку». Педагог выкладывает картинку из геометрических фигур (домик, кораблик). Дети повторяют или придумывают свой вариант.
Большую радость детям доставляет выкладывание из плоских геометрических фигур известных детям предметтов или фигурок животных. Воспитателю всегда приятно и волнительно наблюдать за ребёнком, у которого легковой автомобиль у тебя на глазах превращается в джип, а мышка после простого поворота ушей вдруг становится лисичкой.
Сейчас большой популярностью в детских садах для развития когнетивных способностей детей пользуются блоки Дьенеша и счётные палочки Кюизенера, которые тоже имеются и в нашем детском саду. Воспитатели используют их для занятий с малышами.
Блоки Дьенеша - набор геометрических тел или строительных блоков. Это замечательный материал для развития логического, математического и пространственного мышления детей. В процессе занятий с блоками Дьенеша дети учатся выявлять свойства предметов, сортировать, обобщать предметы по свойствам, учатся распознавать и воссоздавать образы.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, каждая из которых характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Для ознакомления с блоками, детям можно предложить игровую ситуацию на определение формы и цвета.
Например, игра-занятие «Угощение для всех»: зайка любит квадратные печеньки, а лисичка будет есть только треугольные. Или можно так: в гостях у овечки много круглых печенек, но сначала нужно построить стол для всех гостей. Постепенно задания усложняются, детям предлагается отобрать детали уже по двум параметрам, например, форма и величина, либо форма и цвет.
Для занятий с детьми мы также используем специальные альбомы, разработанные для детей 2-3лет. Ребята рассматривают картинки, определяют из каких фигур состоят предметы, а затем стараются найти такие же фигуры среди блоков. Дети распознают нужную фигуру по цвету, форме, размеру.
Цветные счётные палочки Кюизенера – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений от сенсорных к мыслительным. Счётные палочки Кюизенера состоят из набора разноцветных объёмных палочек разной длинны. Длина и цвет палочек соответствует определённому числу или мере. Палочки можно объединять в «семьи». Обычно палочки используются для определения представлений о числе и его составе, о величине, отношениях между числами и операциях над ними. Все эти знания можно получить в результате исследований с палочками, которые могут проводить дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Дети раннего дошкольного возраста могут так же использовать палочки Кюизенера для развития восприятия, памяти, воображения и речи. Выкладывание по образцу и по своему замыслу помогает малышам объединяться и учиться работать в команде, содержательно общаться.
Сейчас разработано большое количество альбомов-игр для работы с малышами. Например «Волшебные дорожки» или «Дом с колокольчиком» издательства «Корвет». Автором этих альбомов является Б.Б. Финкельштейн. В них используются сюжетные картинки и картинки по изветным сказкам. В наборе дидактических материалов «На золотом крыльце…» того же издательства представлены игры для малышей «Цветик-семицветик», «Выкладываем из палочек», сюжетные картинки «Птичий двор», «Аквариум» и «Волшебные сказки». Выбирая игры из комплекта необходимо ориентироваться не на рекомендуемый возраст ребёнка, а на его возможности. Воспитателями разрабатываются и используются свои сюжетные картинки для игр с малышами.
Практический опыт показывает, что игры-занятия по техническому развитию детей обязательно пригодятся в жизни, в учебе и в работе. Они помогут детям простым и естественным способом подготовиться к трудовой деятельности, разовьют воображение, пространственное, логическое и критическое мышление, самостоятельность и активность. Школьники смогут легче усваивать информацию по математике, физике, информатике, химии. У детей уже сейчас проявляется желание учиться, узнавать что то новое.
Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста пробудит интерес к технике, к изобретательству, конструированию. Это очень важно и интересно. К тому же современные условия технического прогресса предполагают наличие у человека развитого математического мышления для дальнейшей успешной жизни.
Литература
1. Мухина В.С. Детская психология: учебник для студентов пед. институтов/под ред. Л.А. Венгера. -2-е изд., - М.: Просвещение,1985.-272 с.
2. Емельянова И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствам легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учебно-методическое пособие -Челябинск: Рекпол,2011.-131 с.
3. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. -48 с.
4. Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования от 03.06.2013 г. №466 [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia/org