Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Виноградова Т.С. «НЕКЛАССНЫЕ НЕУРОКИ». ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Виноградова Татьяна Семёновна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 27», Нижегородская область, г. Дзержинск

Библиографическое описание: Виноградова Т.С. «Неклассные неуроки». Дистанционное обучение в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 9. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/09.pdf.

Современное положение в обществе дало толчок развитию инновационных методов обучения, позволяющих добиться максимального включения всех участников образовательного процесса. Одним из актуальных методов в режиме самоизоляции выступило дистанционное обучение.

Дистанционное обучение рассматривается как вид интерактивного взаимодействия между учителем и учащимся, а также между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все компоненты учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).

Дистанционное обучение имеет ряд отличительных характеристик:

- основная часть процесса не требует непосредственного взаимодействия учителя и учащегося;

- электронные средства являются преобладающими;

- наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности самих обучающихся.

Но ученик начальной школы еще не обладает достаточной мотивацией и волевыми характеристиками, чтобы продуктивно работать без постоянного контроля со стороны взрослого. Частой проблемой является и временной режим: дети должны получить знания, выполнить задания и отправить их выполненными, не теряя времени, педагогу. Но зачастую дети отвлекаются, теряют нить хода урока и сбивают темп занятия, что плохо сказывается на их успеваемости и знаниях. Поэтому вовлечение родителей в процесс дистанционного общения в начальной школе очень важно.

Семьи многих детей определяют отрицательные стороны дистанционного обучения:

- детям сложно осваивать новый материал самостоятельно;

- длительное нахождение за компьютером сказывается на здоровье;

- образовательные платформы «виснут» от огромного числа пользователей;

-неустойчивая связь с интернетом.

Во избежание путаницы с разными платформами, ссылками на различные ресурсы, педагогу необходимо выстроить четкий алгоритм, технологическую карту урока для родителей, чтобы он помог своему ребенку не потеряться в информационной электронной среде. А в целях повышения уровня мотивации у детей в процессе онлайн – общения (видеоурока) стараться использовать игровые приемы, творческие задания, конкурсы и упражнения.

К примеру, игра «Веришь мне или нет?» проводится с целью развития внимания и умения отличать истинную информацию от ложной. Уровень и степень освоения пройденного материала позволят определить игры – аукционы, по типу телепередачи «Своя игра». Очень интересная игра «Машина времени» развивает фантазию, творческое воображение и речь младшего школьника.

В видеовстречи по литературному чтению можно включать такие творческие задания как «Старая сказка на новый лад», «Зашифруй понравившийся эпизод произведения», «Напиши письмо герою» и т.п. Такие задания позволят развить творческое воображение, фантазию детей.

Многие из перечисленных игровых заданий родители могут выполнять с ребенком и в свободной деятельности дома или на прогулке. Они не требуют предварительной подготовки, но обладают развивающим и образовательным потенциалом, способствуют расширению знаний детей.

Еще одна эффективная форма дистанционного обучения – интерактивная игра. Она активизирует работу детей, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной, наглядной и увлекательной. Такая игра позволяет закреплению, обобщению и систематизации знаний детей. Использовать ее можно на любом уроке.

Это игры типа – «Четвертый лишний», «Выбери правильный ответ» и т.п. Здесь ребенок самостоятельно овладевает практическими навыками работы с информацией, следуя определенным правилам, заложенными в игре.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия и правильно организовать образовательную деятельность не только с детьми, но и с родителями.

Тогда родители выделят для себя и положительные стороны дистанционного образования:

- возможность наблюдать за учебным процессом ребенка,

- быть участником в этом процессе;

- возможность контролировать выполнение заданий школьником.

Как педагог хочу отметить, что «неклассные неуроки» вызывают огромный интерес у учащихся и, следовательно, способствуют повышению мотивации детей к учебе. Вместе с тем дистанционное обучение не может полностью заменить учащемуся «живое» общение с учителем.

Библиографический список

1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998. № 4.

2. Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе // Издательство “Учитель”, 2003.