Библиографическое описание:
Бодялова Н.А. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал великий чешский педагог Ян Амос Коменский в XVII веке. Он выдвинул «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами...». Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала[3].
Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в младшей школе, получает все большее свое распространение в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании школьников.
Использование наглядности в педагогическом процессе начальной школы способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения.
Психология рассматривает память, как психический процесс обеспечивающий, наряду с речью, мышлением, воображением, вниманием, получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Все психические процессы участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, формировании знаний, умений, навыков всей личности[2].
Основным ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, которая создает большие возможности для становления всех психических процессов ученика, которые, в свою очередь, могут составить основу тех или других его способностей. Одной из основ развивающего обучения является развитие детей младшего школьного возраста. Память включает в себя совокупность трех основных мнемонических процессов, которые идут последовательно друг за другом и составляют: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и припоминание в нужный момент учебного материала младшими школьниками. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. С когнитивных позиций память - это хранилище информации, из которого эта информация может быть извлечена, вспомнена и воспроизведена. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Среди множества психических явлений (мышление, внимание, способности, ассоциации, темперамент и т.д.) есть одно, которое обуславливает и проникает во все остальные явления память. Скорость запоминания свидетельствует о том, как быстро человек может запомнить какой-то материал и готовность памяти вспомнить все необходимое, когда это востребовано[1].
Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их память носит преимущественно конкретный характер, сопряжена с конкретными объектами. Основным условием в развитии памяти младших школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков. Развитию ассоциативной памяти способствуют такие упражнения, как [5]:
а) запоминание слов с помощью картинок;
б) запоминание слов путем составления рассказа;
в) запоминание иностранных слов с помощью приема фонетических ассоциаций.
Общая атмосфера на уроках создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Тем самым уроки развития памяти становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигают значительных успехов в своем развитии.
В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик[4].
При организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам (зрительному, слуховому и двигательному), т.к. это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти, т.е. использованию наглядности.
Интерес и все то, что вызывает и поддерживает его, например, показ иллюстраций, демонстрация опыта на уроке и т. д. являются мощным ориентировочным подкреплением, содействующим выработке и укреплению временных связей[2].
Исследованиями психологов показано, что с возрастом становится продуктивнее запоминание как наглядного, так и словесного материала. Вместе с тем запоминание наглядного материала превалирует над запоминанием словесного материала. В разном возрасте это преимущество оказывается, однако, неодинаковым, а именно: чем старше возрастаем больше сглаживается разница между запоминанием наглядного и словесного материала. При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала. Образ помогает лучшему уяснению материала и лучшему его запоминанию. Однако в самостоятельной работе школьники не всегда прибегают к этому. Постановкой некоторых учебных задач учитель может стимулиро вать учащихся к использованию ими образов при запоминании.
Как показали психологические исследования, различные учебные задачи по-разному стимулируют школьников к использованию наглядных образов как опоры запоминания. В условиях обычной задачи — запомнить материал — школьники недостаточно используют образы. Подготовка к устному ответу на уроке также мало стимулирует учеников к использованию образов в процессе запоминания словесного материала. И, наоборот, задача письменного изложения знаний по литературе или задание составить план заучиваемого материала по географии, истории при подготовке домашнего задания побуждает школьника к активному использованию образов или наглядных представлений. Запоминание наглядного материала будет полнее, содержательнее, если восприятие такого материала сочетается с словесным описанием, с объяснением. Так, например, во время экскурсии в природу или на производство школьники наглядно воспринимают сами предметы в естественной обстановке. Организуя восприятие этих предметов, учитель дает пояснения, подчеркивает отдельные детали и тем самым содействует более полному их восприятию и лучшему запоминанию. При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала. Знания, усваиваемые детьми в школе, оказываются формальными, мертвыми знаниями, если они не соотносятся с реальной действительностью, с реальными предметами и их образами. Правильно используя наглядность в обучении, учитель содействует осмысленному запоминанию знаний школьниками[1].
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.
Методы наглядного обучения:
Технологию наглядного обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также кинофильмов и диафильмов.
При наглядных технологиях используются приемы показа, обеспечения лучшей видимости (применение экрана, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, сделанные со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления. Во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, фильм демонстрируется на матовое стекло, помещенное над классной доской.
Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников.
Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителям. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.
Мультимедийные курсы - взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Презентации к урокам. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Хотя это подходит только визуалам, аудиалам можете хоть десять раз показывать, но поймут они вас, когда услышат, а кинестетикам можно говорить и показывать много раз, но пока они не пощупают, не полистают - эффекта будет мало. Поэтому презентация не может быть на уроке в начальной школе самостоятельной, только в сочетании с объяснением и комментариями учителя, практической деятельностью.
Логические игры, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия. Если вы хотите развивать вашего ребенка в так называемом творческом русле - музыка, танцы и т.п., возможно логические игры будут бесполезны для творческих профессий. но бесспорно помогут симметричному развитию личности.
Тестовые оболочки - это универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. Программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках по различным дисциплинам.
Ресурсы - Интернет. Использование интернет – ресурсов позволит предоставлять учащимся информацию по предмету таким образом, чтобы они смогли самостоятельно выбирать собственную траекторию изучения материала, как индивидуально, так и в группах.
Электронные энциклопедии представляет собой научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний[6].
Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного количества материала. Если применять наглядные средства там, где это не требуется, то они могут повлиять отрицательно на процесс обучения, уводя детей от поставленной задачи[1].
В настоящее время перед педагогами ставится задача: обучение ребенка не просто знаниям, умениям и навыкам по предмету, но и способам, приемам эффективного запоминания информации. Таким образом, значение применения на практике наглядного материала в процессе обучения детей младшего школьного возраста очень высокое, так как улучшает качество восприятия и запоминания материала.
Литература
1. Андреев О. Техника развития памяти. М.: АСТ: Астрель.2007. 313 с.
2. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. - 547 с.
3. Коменский, Я. А. О воспитании [Текст] для педагогов, родителей и студентов педвузов. - М.: Школьная пресса, 2003. - 191 с.
4. Педагогика. Учебное пособие/под ред. П.И. Пидкасистого.-М. Высшее образование. 2006.-432 с. (Основы наук)
5. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Юнити-Дана, 1990.- 84 с.
6. Развитие памяти и внимания [Текст]. - М.: Бао-Пресс: Рипол классик, 2006. - 239 с.
Бодялова Н.А. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал великий чешский педагог Ян Амос Коменский в XVII веке. Он выдвинул «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами...». Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала[3].
Данная тема является актуальной и современной, т.к. принцип наглядности в обучении и его осуществление на занятиях в младшей школе, получает все большее свое распространение в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании школьников.
Использование наглядности в педагогическом процессе начальной школы способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения.
Психология рассматривает память, как психический процесс обеспечивающий, наряду с речью, мышлением, воображением, вниманием, получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Все психические процессы участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, формировании знаний, умений, навыков всей личности[2].
Основным ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, которая создает большие возможности для становления всех психических процессов ученика, которые, в свою очередь, могут составить основу тех или других его способностей. Одной из основ развивающего обучения является развитие детей младшего школьного возраста. Память включает в себя совокупность трех основных мнемонических процессов, которые идут последовательно друг за другом и составляют: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и припоминание в нужный момент учебного материала младшими школьниками. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. С когнитивных позиций память - это хранилище информации, из которого эта информация может быть извлечена, вспомнена и воспроизведена. Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Среди множества психических явлений (мышление, внимание, способности, ассоциации, темперамент и т.д.) есть одно, которое обуславливает и проникает во все остальные явления память. Скорость запоминания свидетельствует о том, как быстро человек может запомнить какой-то материал и готовность памяти вспомнить все необходимое, когда это востребовано[1].
Психологические особенности младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности. Их память носит преимущественно конкретный характер, сопряжена с конкретными объектами. Основным условием в развитии памяти младших школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков. Развитию ассоциативной памяти способствуют такие упражнения, как [5]:
а) запоминание слов с помощью картинок;
б) запоминание слов путем составления рассказа;
в) запоминание иностранных слов с помощью приема фонетических ассоциаций.
Общая атмосфера на уроках создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям учителя имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Тем самым уроки развития памяти становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: учащиеся в результате этих занятий достигают значительных успехов в своем развитии.
В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик[4].
При организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам (зрительному, слуховому и двигательному), т.к. это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти, т.е. использованию наглядности.
Интерес и все то, что вызывает и поддерживает его, например, показ иллюстраций, демонстрация опыта на уроке и т. д. являются мощным ориентировочным подкреплением, содействующим выработке и укреплению временных связей[2].
Исследованиями психологов показано, что с возрастом становится продуктивнее запоминание как наглядного, так и словесного материала. Вместе с тем запоминание наглядного материала превалирует над запоминанием словесного материала. В разном возрасте это преимущество оказывается, однако, неодинаковым, а именно: чем старше возрастаем больше сглаживается разница между запоминанием наглядного и словесного материала. При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала. Образ помогает лучшему уяснению материала и лучшему его запоминанию. Однако в самостоятельной работе школьники не всегда прибегают к этому. Постановкой некоторых учебных задач учитель может стимулиро вать учащихся к использованию ими образов при запоминании.
Как показали психологические исследования, различные учебные задачи по-разному стимулируют школьников к использованию наглядных образов как опоры запоминания. В условиях обычной задачи — запомнить материал — школьники недостаточно используют образы. Подготовка к устному ответу на уроке также мало стимулирует учеников к использованию образов в процессе запоминания словесного материала. И, наоборот, задача письменного изложения знаний по литературе или задание составить план заучиваемого материала по географии, истории при подготовке домашнего задания побуждает школьника к активному использованию образов или наглядных представлений. Запоминание наглядного материала будет полнее, содержательнее, если восприятие такого материала сочетается с словесным описанием, с объяснением. Так, например, во время экскурсии в природу или на производство школьники наглядно воспринимают сами предметы в естественной обстановке. Организуя восприятие этих предметов, учитель дает пояснения, подчеркивает отдельные детали и тем самым содействует более полному их восприятию и лучшему запоминанию. При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала. Знания, усваиваемые детьми в школе, оказываются формальными, мертвыми знаниями, если они не соотносятся с реальной действительностью, с реальными предметами и их образами. Правильно используя наглядность в обучении, учитель содействует осмысленному запоминанию знаний школьниками[1].
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.
Методы наглядного обучения:
Технологию наглядного обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также кинофильмов и диафильмов.
При наглядных технологиях используются приемы показа, обеспечения лучшей видимости (применение экрана, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждение результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, сделанные со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления. Во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, фильм демонстрируется на матовое стекло, помещенное над классной доской.
Рациональное применение средств наглядности позволяет достичь большого образовательного и воспитательного эффекта, создает благоприятные возможности для развития абстрактного мышления учеников.
Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителям. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.
Мультимедийные курсы - взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Презентации к урокам. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Хотя это подходит только визуалам, аудиалам можете хоть десять раз показывать, но поймут они вас, когда услышат, а кинестетикам можно говорить и показывать много раз, но пока они не пощупают, не полистают - эффекта будет мало. Поэтому презентация не может быть на уроке в начальной школе самостоятельной, только в сочетании с объяснением и комментариями учителя, практической деятельностью.
Логические игры, они же головоломки, они же пазлы, они же задачи на мышление, очень полезны для собственного развития человека. Когда вы решаете логические игры, развивается логическое мышление, скорость мышления, вы начинаете быстрее находить решения поставленных задач, что так полезно в современном быстро меняющемся мире. Логические игры незаменимы для развития детей школьного и дошкольного возрастов. Все логические игры имеют ярко выраженную математическую направленность, это математика, геометрия. Если вы хотите развивать вашего ребенка в так называемом творческом русле - музыка, танцы и т.п., возможно логические игры будут бесполезны для творческих профессий. но бесспорно помогут симметричному развитию личности.
Тестовые оболочки - это универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. Программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках по различным дисциплинам.
Ресурсы - Интернет. Использование интернет – ресурсов позволит предоставлять учащимся информацию по предмету таким образом, чтобы они смогли самостоятельно выбирать собственную траекторию изучения материала, как индивидуально, так и в группах.
Электронные энциклопедии представляет собой научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний[6].
Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного количества материала. Если применять наглядные средства там, где это не требуется, то они могут повлиять отрицательно на процесс обучения, уводя детей от поставленной задачи[1].
В настоящее время перед педагогами ставится задача: обучение ребенка не просто знаниям, умениям и навыкам по предмету, но и способам, приемам эффективного запоминания информации. Таким образом, значение применения на практике наглядного материала в процессе обучения детей младшего школьного возраста очень высокое, так как улучшает качество восприятия и запоминания материала.
Литература
1. Андреев О. Техника развития памяти. М.: АСТ: Астрель.2007. 313 с.
2. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. - 547 с.
3. Коменский, Я. А. О воспитании [Текст] для педагогов, родителей и студентов педвузов. - М.: Школьная пресса, 2003. - 191 с.
4. Педагогика. Учебное пособие/под ред. П.И. Пидкасистого.-М. Высшее образование. 2006.-432 с. (Основы наук)
5. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Юнити-Дана, 1990.- 84 с.
6. Развитие памяти и внимания [Текст]. - М.: Бао-Пресс: Рипол классик, 2006. - 239 с.