Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Саввина А.Е. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Библиографическое описание:
Саввина А.Е. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.

С каждым годом совершенствуются требования к воспитанию подрастающего поколения. Это обусловлено изменениями в социальной, экономической и политической сфере Российской Федерации. Дети современного общества существенно отличаются от молодежи 90-х, они смышленее, умнее, имеют разносторонние интересы и возможности для развития, растут в период глобальной цифровизации: быстрее разбираются с техникой, осваивают компьютер и телефон, в их распоряжении средства массовой информации, IP-технологии, множество разнообразных гаджетов и электронных программ. Современная образовательная организация работает с новым поколением детей, которые растут в новых социальных условиях, где главной задачей является раскрытие индивидуальности каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к конкурентоспособности в современной и высокотехнологичной среде проживания.

Все более актуальным становится вопрос воспитания подрастающего поколения. Как утверждают ученые, в современном обучении учитель не является единственным источником знаний. Он уже не выполняет те функции, которые были важны в передаче информации обучающимся, сегодня он связующее звено между получением знаний с помощью интернет технологий. Современная технологизация образования расширяет образовательные возможности и позволяет школьникам работать самостоятельно, используя свои интеллектуальные и творческие способности. В связи с этим все более приоритетной становится воспитательная работа. В связи с этим возникает вопрос: какой должна быть воспитательная работа в условиях активной цифровизации образования? Технологичной, как учебный процесс, или наоборот больше направленная на взаимодействие, приобщение к труду и прочее? Рассмотрим понятия «воспитание» и «воспитательная работа», определим главные их особенности и задачи в современном образовательном пространстве. В педагогике существует множество определений понятия «воспитание». Так, М. И. Рожков и Л. В. Байбородова рассматривают воспитание как педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека [8]. И. П. Подласый в одном из своих педагогических учебников определяет воспитание в качестве специально организованного, управляемого и контролируемого воздействия воспитателей на воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [6]. Нам ближе всего определение Л. И. Новикова, В. А. Караковского, Н.Л. Селивановой, которые определяют воспитание как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий [8]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано более полное определение воспитанию: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2]. В педагогическом словаре дано следующее определение воспитательной работе – «это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности» [1].

Таким образом, для развития, формирования и социализации личности обучающегося необходима целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для развития личности. В 2015 году Правительством Российской Федерации разрабатывается и утверждается «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Далее – Стратегия), где указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [7]. Для достижения поставленной задачи определены направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое воспитание, культура здорового образа жизни, развитие информационных ресурсов, профориентационная работа. Ответ на вопрос, поставленный ранее, дает Стратегия, в которой указывается, что одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов. Направление предполагает [7]: – создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; – информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; – содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; – воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; – обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию. Таким образом, в организации воспитательной работы необходимо создавать, в первую очередь, безопасные условия использования сети Интернет. Необходимо обучить детей и педагогов защищаться от пагубной информации, наносящей вред, главным образом, детям, имеющим несозревшую психическую систему, а также выбирать нужную и правильную информацию во всем многообразии ее в сети. Кроме того, Стратегия призывает создавать информационно-методические сообщества для педагогов в сети Интернет с целью обмена опытом: размещение методических разработок мероприятий, опыта проведения мероприятий, общения в своем педагогическом сообществе в рамках своего города, муниципального образования, образовательной организации. Получается, что активная цифровизация образования оказывает влияние на организацию учебного процесса и пересматривает подходы к организации воспитательной работы. Современная воспитательная работа не представляется возможной без использования цифровых технологий. То, что было когда-то недоступным, а порой и невозможным в условиях цифровизации, приобретает смысл. Так, сейчас организовываются онлайн-трансляции, экскурсии (в музеи, театры и прочее), встречи с интересными людьми (например, с ветеранами Великой отечественной войны) и многое другое. Для педагогов создается расширенный поиск методических разработок для проведения мероприятий и обмена опытом.

Список литературы

1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних учебных заведений / Г. М. Коджаспирова. Москва: Академия, 2015. 176 с.

2. Об образовании в Российской Федерации»: закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

3. Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2019 года № 373. URL: https://fgos.ru.

4. Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2020 года № 1897. URL: https://fgos.ru.

5. Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 413. URL: https://fgos.ru.

6. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: 2 кн. Москва: ВЛАДОС, 2021. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996- р. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/.

8. Степанов, П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов // Сибирский педагогический журнал, 2017. № 2. С. 121–128.