студент
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Тема формирования взаимоотношений со сверстниками в настоящее время очень актуальна, поскольку многие негативные явления среди подростков (жестокость, агрессивность, отчужденность и т.д.) происходят из раннего и дошкольного детства. Поэтому развитие благоприятных взаимоотношений следует начинать с дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет), Этот период развития, как и любой другой, имеет важное значение для развития психики и личности ребенка.
Вся система человеческих отношений реализуется в общении. По словам А. А. Леонтьева [2], в нормальных условиях отношение человека к окружающему миру объекта всегда опосредуется его отношением к людям.
Необходимость развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Вопросам развития дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста уделяли внимание такие отечественные и зарубежные педагоги как Ю. В. Авдеева, Л. И. Божович Р. С. Буре, Т. П. Гаврилова, Р. И. Жуковская, Я. Л. Коломинского, В. Маркова, В. Г. Нечаева, С. А. Улитко, Е. А. Шишлова и др.
Дружба между детьми, как показало исследования Р. С. Буре [1] развивается на основе взаимных симпатий, привязанности к детскому саду, умении оценивать свое поведение и поведение сверстников.
Нами было решено изучить особенности взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста со сверстниками. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 169 «Светлячок» г. Чебоксары. В исследовании приняли участие 66 дошкольников, в том числе, воспитанники средней дошкольной группы (4-5 лет) – 20 человек, дети старшей дошкольной группы (5-6 лет) – 20 воспитанников и дошкольники подготовительной группы (6-7 лет) – 26 испытуемых.
В ходе эксперимента были использованы следующие методики: социометрическая методика «Секрет» (Т. А. Репина [3]), «Диагностика развития дружеских взаимоотношений со сверстниками» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова [4]), «Изучение навыков культуры общения» (Г. А Урунтаева, Ю. А. Афонькина [5]).
Анализ результатов социометрической методики «Секрет» показало, что распределение детей по статусным категориям «звезды» (15%) и «изолированные» (10 %) в средней и старшей группах одинаково. В подготовительной группе «звезд» больше – 19,2%, а число изолированных меньше (3,8%). В средней группе высокий процент составляют испытуемые, находящиеся в статусных категориях «принятых» (35%) и «непринятых» (40%). Многие воспитанники старшей группы также относятся к категориям «непринятых» (45%) и «принятых» (30%). В подготовительной группе одинаковое количество «непринятых» и «принятых» (38,5%). Таким образом, большая часть детей средней и старшей группы (50% и 55% соответственно) находятся в неблагоприятных статусных категориях – «непринятых» и «изолированных», что свидетельствует о недостаточной сформированности у них межличностных отношений. В подготовительной группе в этих категориях находится меньше детей – 42,3%.
Данные обследования по методике «Диагностика развития дружеских взаимоотношений со сверстниками», свидетельствуют о том, что высокий уровень развития дружеских взаимоотношений со сверстниками растет с каждым возрастным этапом, так воспитанники средней группы продемонстрировали высокий уровень равный 15%, старшей группы – 20%, а в подготовительной – 26,9%. Большая часть детей во всех группах показала средний уровень развития взаимоотношений: в группе детей 4-5 лет – 50%, в группе детей 5-6 лет – 60%, в подготовительной немного меньше – 53,9%. Число детей с низким уровнем развития дружеских взаимоотношений со сверстниками с возрастом становится меньше – 35% в средней и 20% в старшей группе, 19,2% в подготовительной группе.
Результаты по методике «Изучение навыков культуры общения» позволяют сделать вывод, что высокий уровень развития навыков культуры общения в средней группе не показал ни один ребенок, но % высокого уровня растет с каждым последующим годом (в старшей группе – 10%, в подготовительной 15,4%). Большинство детей во всех трех группах показывают средний уровень навыков культуры общения со сверстниками (в средней и старшей группах по 70%, а в подготовительной – 61,5). Показатели низкого уровня уменьшаются по мере взросления детей. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что большая часть детей имеет средний уровень сформированности навыков культуры общения. Испытуемые редко проявляли дружеские взаимоотношения к сверстникам: не сформирована привычка прощаться и здороваться, при обращении друг к другу не называют вежливых слов, не считаются с мнением сверстников и действует только в своих собственных интересах.
Таким образом, по результатам эксперимента можно сделать вывод о недостаточном уровне дружеских взаимоотношений со сверстниками у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Воспитанники проявляют дружелюбие по отношению к другим детям, но не проявляют сочувствие и сопереживание. Но по мере развития взаимоотношения детей начинают характеризоваться повышением дружелюбия отношений, появлением друзей, у детей возрастает потребность в общении со сверстниками, для них важно, чтобы другие дети хотели с ними играть, дружить.
Список использованных источников
1. Буре, Р. С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович, С. А. Дудникова, Т. Б. Захараш, О. Л. Зверева, В. Д. Калишенко, Е. А. Киянченко, В. Р. Лисина, С. А. Улитко, Е. А. Шишлова. – Москва: Просвещение, 2006. – 141 с.
2. Леонтьев, А. А. Деятельный ум / А. А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2013. – 365 с.
3. Отношения между сверстниками в группах детского сада / Под ред. Т. А. Репиной – Москва: Педагогика, 2008. – 72 с.
4. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С. 68-76.
5. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие доя студентов высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.