Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Сухова О.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ РЕБЁНКА С РАС

Библиографическое описание:
Сухова О.В. Особенности организации адаптационного периода при поступлении в школу ребёнка с РАС // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

В своём докладе я поделюсь приёмами из опыта работы по организации обучения ребёнка с РАС в самом начале при поступлении в школу. В октябре состоялся ПМПК, на котором был определен вариант 8.3 программы для обучающихся с РАС.

Вариант 8.3 предназначен для образования обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Наше знакомство с будущим учеником началось в апреле в «Школе будущего первоклассника». С мамой будущего ученика заранее было обговорено, что приходить они будут к тому времени, когда ученики уже разойдутся. Чтобы установить контакт с ребенком, мною было предложено им принести с собой тетради для подготовки к школе, прописи, в которых они занимались дома. Первое знакомство, как и занятия в «Школе будущих первоклассников», проходили со значительными трудностями. Внимание мальчика удавалось привлечь лишь на непродолжительное время (минуты на 2-3) яркими визуальными образами в подготовленных презентациях. Уговорить сесть за парту и приготовить необходимые принадлежности удавалось не всегда. Однажды ребенок совсем отказался войти в класс, громко выражая свой протест. Задания, подготовленные для него, он выполнял своеобразно, например, перечислял увиденные предметы, т.е. инструкцию не принимал.

Таким образом, проанализировав сложившуюся ситуацию, был составлен план работы на лето для семьи ребенка, чтобы облегчить адаптацию его к школе:

· В течение летних каникул, пока на территории школы не будет учащихся, совершать прогулки по территории школы, проводить игры на школьном стадионе;

· Следующим этапом было привыкание к самой школе: по договоренности с администрацией мальчик с мамой посещали школу, знакомились с кабинетами, спортивными залами, устройством школы.

· Мне, как педагогу, предстояло встретиться с воспитателем ДОУ, которое посещал ребёнок.

Рекомендации были выполнены и как итог этой работы учащийся смог присутствовать на Дне знаний 1 сентября, вел себя достаточно спокойно и присутствовал практически до конца мероприятия.

2 сентября мы приступили к индивидуальным занятиям в специально отведенном кабинете.

Мама мальчика взяла отпуск, для того чтобы первый месяц самой приводить мальчика в школу и помочь его адаптации. Ребёнок совершенно отказывался занимать учебное место, буквально через 5 минут проверял, здесь ли мама. Прыгал по кабинету, вёл себя шумно.

Сенсорные игры как возможность установления контакта

Проведение специально организованных сенсорных игр с ребенком с РАС может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним.

Отсюда и исходит цель проведения с ребенком с РАС специально организованных сенсорных игр - создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком.

Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

- возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

В начале занятий с ребенком главная задача проведения сенсорных игр - установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком. Ведь первые трудности в работе с такими детьми обычно возникают уже при первом знакомстве: обычна ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным или агрессивным. Ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Играя с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с РАС часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.

Мы играли в разные игры такие как: «Стенка, стенка, потолок, 2 ступеньки, дзинь – звонок»; «Рельсы-рельсы, шпалы- шпалы, …»; «По кочкам, по кочкам,…»; Щекоталки; Наступашки; Игра змейка (веревочка или ленточка, которую ребенок догоняет); перетягивания, влажную салфетку дать ребенку в руку и тянуть, кто сильнее и др.

Игры со звуками

- ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

- ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

- ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь "растормозить" его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами использовала следующие приемы: хлопки в ладоши; топанье ножками; прыжки в определенном ритме; проговаривание текстов стихотворений + ладушки; пение детских песенок.

Подводя итог, отмечу, что четко спланированная организация занятий во время адаптационного периода при поддержке родителей обязательно принесёт положительные результаты.