воспитатель
МБДОУ Детский сад № 18 "Звёздочка" г. Воркуты
1.Актуальность
Жизнь человека, а в особенности ребёнка, наполнена разнообразными цветами. Главным признаком для ребенка в познании предмета, окружающей действительности является цвет. Цвет окружает нас повсюду: в интерьере, одежде, еде, украшениях, природе. Он не только присутствует всюду, но он еще и оказывает на нас влияние. Цвет играет большую роль в жизни человека. С помощью выбираемого цвета, человек создаёт своё настроение. Люди, которые долгое время находятся в среде, обедненной цветом, испытывают сенсорный голод, происходит астенизация организма, дети отстают в интеллектуальном развитии.
Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира. Лучше всего цвета и оттенки познаются ребёнком в процессе творческих занятий: в рисовании, лепке, аппликации и т.д. Творческий процесс включает в себя поиск нестандартных подходов к обыденности жизни. Значение цветовосприятия в жизни дошкольников очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться в согласованной работе с мышлением, воображением речью. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путём пробы и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка на точное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам.
Недостаточное развитие такого психического процесса как восприятие, отклонения в работе зрительного анализатора, снижают возможности познания детьми окружающего мира, обедняют их чувственную, эмоциональную основу. Именно поэтому так важно познание цветовосприятия ребёнком уже в дошкольном возрасте.
1.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для
активизации проявления эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
Задачи проекта:
-Продолжать развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
-Развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире.
-Продолжать развивать умения дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, особы их передачи в художественных образах.
-Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
-Дать представление об использовании цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому; свойства цвета (тёплая, холодная гамма).
1.3. Особенности проекта
-по характеру создаваемого результата – практико - ориентированный
-по количеству создателей – коллективный проект;
-по количеству участников - групповой проект;
-проект – краткосрочный;
-по уровню контактов и масштабам организации - на уровне образовательного учреждения.
-участниками проекта - дети дошкольных групп, родители (законные представители), педагогический коллектив.
1.4. Формы работы
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, репродукций
- просмотр мультипликационных фильмов, презентаций;
- продуктивная деятельность;
- игры;
- экспериментальная деятельность.
1.5. Предполагаемый результат
У детей расширятся знания о цветовом спектре, улучшится цветовосприятие, сформируются представления об использовании цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому; свойства цвета.
1.6. Продукт проекта
1. Создание коллективной работы «Такой разный жёлтый цвет»;
2. Создание мини - мультфильма по мотивам стиха С.Я. Маршака «Разноцветная книга».
Паспорт педагогического проекта творческой направленности
«Цветная неделька»
Структура
Содержание
Тема
«Цветная неделька»
Адресация проекта
Дети старших дошкольных групп, родители (законные представители), педагогический коллектив.
Авторы проекта
Вахабова П.А.
Участники проекта
воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители)
Возраст воспитанников
5-6 лет
Особенности проекта
-по характеру создаваемого результата – практико - ориентированный
-по количеству создателей – коллективный проект;
-по количеству участников - групповой проект;
-проект – краткосрочный;
-по уровню контактов и масштабам организации - на уровне образовательного учреждения.
-участниками проекта - дети дошкольных групп, родители (законные представители), педагогический коллектив.
Цель проекта
Создание условий для
активизации проявления эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи проекта
-Продолжать развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
-Развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире.
-Продолжать развивать умения дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, особы их передачи в художественных образах.
-Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
-Дать представление об использовании цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому; свойства цвета (тёплая, холодная гамма).
Ресурсы проекта
Презентации, мультфильмы, иллюстрации, музыкальные произведения, детская художественная литература в соответствии с темой проекта.
Предполагаемые продукты проекта
1. Создание коллективной работы «Такой разный жёлтый цвет»;
2. Создание мультфильма по мотивам стиха С.Я. Маршака «Разноцветная книга».
План реализации педагогического проекта творческой направленности
«Цветная неделька»
Период
Этап
Мероприятия
Цель
3.12 – 5.12
Реализация подготовительного этапа проекта
Изучение методических материалов в периодических журналах, интернет - ресурсов.
Формулировка цели и задачи проекта.
Разработка перспективного плана мероприятий, подбор музыкальных произведений, мультипликационных фильмов, художественной литературы для детей, иллюстраций, репродукций.
Организация предметно – развивающей среды в соответствии с темой проекта.
Подготовка информационно - наглядного материала для родителей о развитии цветовосприятия.
Привлечение родителей (законных представителей) к реализации проекта, размещение целей и задач в закрытых группах социальной сети ВКонтакте
Подготовка методических материалов, иллюстраций, презентаций для реализации проекта
5.12 – 15.12
Основной
Рассказы – беседы:
«Что бывает зелёным?», «Что будет, если не станет голубого цвета?», «Познаём желтый цвет», «Оттенки жёлтого цвета», «Цвета природы», «Путешествие в страну цвета».
Рассматривание иллюстраций – к книге С.Я.Маршака «Разноцветная книга», иллюстраций детских книг со сказками, репродукции картин известных художников.
Просмотр мультфильмов: «Петух и краски».
Подвижные игры: «Краски радуги», «Разноцветные команды», «Яркие домики».
Чтение художественной литературы:
С.Я.Маршак «Разноцветная книга», Е.Ермолова «Вкусная радуга», Д.Медоус «Феи радуги».
Коллективная творческая работа: «Такой разный жёлтый цвет», мультфильм «Зелёная страница».
Дидактические игры: «Подбери предметы похожего цвета», «Подбери цвета зимы и лета», «Цветная карусель», «Потерянные краски», «Найди в группе этот цвет», «Превращение цветов».
Экспериментальная деятельность: «Такой волшебный жёлтый цвет» - познакомить детей с основами цветоведения и получением новых цветов и оттенков при смешивании основных цветов.
Создавать условия для формирования первичных представлений об истории Великой Отечественной войне.
Формирование у воспитанников интереса к истории своей страны, событиям Великой Отечественной войны, осознанного уважения к заслугам и подвигам воинов.
15.12 – 17.12
Итоговой
1. Создание коллективной работы «Такой разный жёлтый цвет»;
2. Создание мультфильма по мотивам стиха С.Я. Маршака «Разноцветная книга».
Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Воспитание чувства принадлежности к коллективу, желания и умения работать в группе, оказывать помощь друг другу.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. - 2-е издание, доработанное - М.; Просвещение, 1991 г.
2. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002 г.
3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М., «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
4. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), // под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М., «Просвещение», 1969 г.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. // под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 г.
6. Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в детском саду».
7. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».
8. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр».
9. Алябьева Е.А. «Игры для детей 5-8 лет».