Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2023

ДОКЛАД НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЗРАСТА»

Хасанова Гульсасак Юмагужовна
учитель-логопед
МДОАУ црр - д/с "Аленький цветочек", г. Пыть-Ях

Развитие звуковой и интонационной культуры речи старшего дошкольников возраста

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Р.II п.2.6 от 17.10.2013г.) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений обозначено речевое развитие.

Речевое развитие в целом, развитие звуковой и интонационной культуры речи в частности, является важным звеном развития дошкольника.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. И выразить эмоциональное содержание речи можно через ряд приёмов.

Приемы интонационной выразительности

- Мелодика голоса.

- Темп речи.

- Паузы.

- Сила голоса.

- Логические и фразовые ударения.

Мелодика голоса- повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Упражнение 1. Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 2. Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.

Игра с педагогами.

Игра на овладение мелодикой «Ласково и грубо».

Роль медведя или зайчишки. Давайте вспомним, какой голос у медведя (низкий, грубый), а какой у зайчишки (ласковый, высокий, тоненький). Сейчас надо повторить фразу с интонацией конкретного животного. Например, медведь – «У лисы пушистый хвост», а заяц – «У лисы пушистенький хвостик».

Темп речи - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания.

«Скороговорки»

Дети проговаривают скороговорки в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

Дятел дерево долбит

На весь лес стучит, стучит

ДДДДДДДДД

Дятел наш совсем устал

И потише застучал

дддддддддд

«Мышка»

Дети проговаривают скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку,

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

Игра с педагогами.

«Лесной дятел». Проговаривать скороговорку в разных темпах: медленно, быстро, в нормальном темпе.

Шла Саша по шоссе.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

От топота копыт пыль по полю летит.

Пауза - остановка между словами, чтобы окружающим было понятно, о чем идет речь и какая главная мысль высказывания.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли:

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Осень, осень листопад»

Осень, осень – листопад (плавными движениями, поднимают руки вверх)

Листья жёлтые летят. (дирижируют руками)

Ветер дует, задувает (руки от груди разводят в стороны и имитируют звуки ветра «УУУУ…»)

Туча солнце закрывает. (закрывают глаза руками)

Дождик капает с утра (показывают на ладони, как капает дождь)

Кап-кап-кап-кап,

Очень грустная пора. (разводят руки в стороны с грустным выражением лица).

Игра с педагогами.

Игра на применение пауз «По очереди»

Предлагаем ребёнку по очереди произносить фразы любимого стихотворения чередуя «вслух» и «про себя».

Затем можно на речевых разминках провести разбор прочитанного: где сделана пауза? Почему? что получится, если мы сделаем паузу после другого слова? И т.п. Дети повторяют варианты предложений с различным размещением пауз.

Старый // тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый тополь // у крылечка,

Льдом затянутая речка

Старый тополь у крылечка//

Льдом затянутая речка.

Предлагается аудитории выполнить задание.

Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Правда … дороже золота.

За правое дело … стой смело.

Сила голоса.

Изменение громкости звучания речи должно быть осознанным и зависеть от содержания высказывания.

Работа над силой голоса.

Дует летний тёплый ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)

Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)

«Три медведя». Угадай, кто рычит мишутка, мама медведица, или медведь папа. А теперь покажем разными голосами сами.

Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

Упражнение «Громко-тихо»

Цель: учить детей владеть своим голосом, менять его силу (понижать и повышать основной тон голоса).

Описание: Произносить вместе с педагогом стихотворные тексты с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),

А сова – все ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

***

Была тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг грохотом грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) –

ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).

Логические и фразовые ударения.

Это выделение голосом отдельных слов или фраз необходимо для подчёркивания их значимости в речи.

Рассмотрим пример расстановки логического ударения в таком простеньком предложении.

Предлагаю повторить предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове.

Утром Вася отправился на рыбалку.

Утром Вася отправился на рыбалку.

Утром Вася отправился на рыбалку.

Утром Вася отправился на рыбалку.

Логическое (смысловое) ударение - это выделение голосом самого важного в речи, на чем бы вы хотели заострить внимание слушателей. В одном предложении можно выделить голосом только одно слово, к которому вы хотите привлечь внимание. В разных случаях логическое ударение может ставиться на разные слова в одном и том же предложении.

Игра «Лесное радио»

Уважаемые коллеги, у нас работает лесное радио. Обитатели леса читают каждый своё объявление. Прочитать необходимо так, что остальные поняли кто автор объявления:

***

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.

***

Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне!

***

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

***

Что –то стало очень скучно одному выть на луну. Кто составит компанию?

***

Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с мёдом!

***

Тому, кто найдёт мой хвост. Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый. И не беспокойте меня с такими мелочами

***

Мяу, мяу ушла зализывать раны. До встречи в марте!

***

Помогу всем, у кого сломался будильник!

Тембр голоса.

Отражает эмоциональные оттенки речи (грусть, веселье, мрачный тембр).

Упражнение «Гроза»

Цель. Учить различать и воспроизводить тембр голоса на материале предложений.

Описание. Ребенку предлагается прослушать одно и то же предложение, определить на слух. Каким тоном оно было произнесено, и показать картинку-пиктограмму, лицо которого выражает соответствующее чувство.

Скоро гроза! (недовольство)

Скоро гроза! (радость)

Скоро гроза?! (удивление)

Скоро гроза (грусть)

Скоро гроза! (страх, испуг)

Упражнение «Колокольчик»



Цель: Учить различать и воспроизводить тембр голоса

В лесу, на опушке, живет колокольчик

Толстый и важный, ворчливый всегда.

Лишь только проснется, в лесу раздается

Его недовольное грубо ЛА-ЛА

Соседки его на тоненьких ножках

В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА

Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,

Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА

Все эти средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, правильным произношением. Можно ли всем этим премудростям научить ребёнка? Конечно! И оптимальная форма занятий – это игра!

Работу над выразительностью чтения начинать необходимо с младшего возраста. Конечно же, здесь необходимо вести работу последовательно и систематично, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по развитию речи. И не ограничиваться работой над выразительным чтением только накануне праздников, досугов, развлечений.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. Но когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии интонационная выразительность снижается. Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Вот тогда мы можем сказать, что некое произведение прочтено выразительно.