воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 177", г. о. Самара
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота и образность. Мал и примитивен словарный запас большинства родителей и детей. Некогда «великий и могучий» русский язык терпит изменения и упрощения.
Поэтому одними из самых актуальных задач на сегодня являются:
· Показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках.
· Формирование у детей интереса к детскому фольклору.
· Обогащение словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки - называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие на разум, чувства ребенка. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывая огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Фольклорные формы передаются устно из поколения в поколение. Долгое шлифование их содержания позволяет стать образцами норм поведения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как говорят «с молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, баюкали детей колыбельными песнями, пестушками, прибаутками.
Исследование учёных доказали, что колыбельные песенки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него благотворное терапевтическое воздействие. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в ДОУ. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому и с недоверием относится к окружению.
Поэтому в своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:
· С помощью фольклора реализовать формы общения воспитателя с детьми, помочь адаптироваться ребенку.
· Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие детей.
· Воспитывать и формировать личность ребенка.
· Развивать разговорную речь, обогащать словарь, прививать любовь к фольклору.
В своей работе с детьми младшего возраста мы широко используем народное творчество. В период адаптации потешка является незаменимым помощником педагога, помогает восстановить контакт с малышом, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к воспитателю. Так как многие фольклорные формы позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержание.
Например:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий!»
Используем потешки и попевки и в режимных моментах, например, во время умывания. Они учат детей не бояться воды, прививают детям КГН и навыки самообслуживания:
«Ай лады, лады, лады – не боимся мы воды».
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
Пальчики – Алёшке»
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька –
Ешь кашу сладеньку».
Не всегда дети любят причесываться, и в этом помогает потешка:
«Расти коса до пояса».
Эта же потешка призывает детей к послушанию. Используем огромное количество потешек и попевок при укладывании детей. Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, стать основой в воспитании уважения и любви к своей родине:
«Топ-топ по земле – ведь земля - то наша,
И для нас на ней растут пироги, да каша».
С использованием фольклора развивают двигательную активность детей. Были составлены комплексы утренней гимнастики на основе фольклора, комплексы гимнастики после дневного сна. Использовались такие упражнения, как:
«Руки к солнцу поднимаем», «Выросли деревья», «Бабочки летят». А также пальчиковые игры: «Будут пальчики вставать», «Шла кукушка мимо леса».
Широко используем на практике игры-забавы:
«Солнышко-солнышко, загляни в окошечко».
«Дождик-дождик полно лить».
Среди богатства народного эпоса особую форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся общечеловеческие ценности, сказки бытовые, волшебные, о животных - учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности, создают предпосылки для речевого общения и познавательной деятельности. Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.
К народной культуре следует приучать с раннего детства. Поэтому в своей работе с детьми младшего возраста мы широко используем народное творчество: в период адаптации, в повседневной жизни, на занятиях, играх, прогулке и др. За период работы по данной теме замечены позитивные сдвиги в речи детей. Она стала более выразительной, увеличился словарный запас. Дети с огромным удовольствием слушают русские народные сказки, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки и могут их применять в повседневной жизни.
Наша работа не была бы столь полной без единых партнёрских отношений с семьями. При анкетировании родителей воспитанников выяснилось, что во многих семьях одной из распространённых форм народного творчества являлась сказка, реже использовались потешки и пестушки, еще реже пальчиковые игры и колыбельные напевы. Также важным этапом моей работы стало приобщение родителей к данной теме.
Они стали детям больше читать сказок, приобрели книжки с потешками, загадками, пословицами, стали больше играть с детьми в русские народные игры.