Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Мамина И.В. КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Библиографическое описание:
Мамина И.В. Конвергентный подход в образовании // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.

Новое понятие в образовании – конвергентный подход – основано на межпредметных связях и конвергенции.

Межпредметные связи подразумевают комплексный подход в обучении, взаимосвязь между разными предметами, комплексное применение знаний в учебных областях.

Межпредметные связи – дидактический принцип, который охватывает цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения

разным учебным предметам.

Межпредметные связи классифицируются по составу, направлению действия, взаимодействию направляющих элементов и т. д.

По составу различают:

• содержательные (по фактам, законам, теориям, методам),

• операционные (по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса).

По направлению действии:

• односторонние,

• двусторонние,

• многосторонние,

• прямые,

• обратные,

• восстановительные.

По взаимодействию направляющих элементов:

• хронологические,

• преемственные,

• синхронные,

• локальные и т. д.

Есть и другие группировки межпредметных связей.

• внутрицикловые (к примеру, связи физики с биологией, химией, географией) и межцикловые (например, связь географии с историей, литературой);

• понятийные связи (формирование метапредметных понятий, например: состав, строение, явление, свойство, вещество, энергия);

• фактические (выявление сходства фактов разных учебных предметов и использование общих принципов для обобщения представлений об отдельных процессах и явлениях).

Конвергенция в педагогике – это процесс конструирования учебных дисциплин через интеграцию технологических достижений и научных знаний на основе фундаментальных закономерностей развития науки.

Конвергентный подход в обучении – это деятельность, направленная на взаимодействие различных предметных областей, что подразумевает создание новой предметной области знаний, обладающей совершенно новыми качествами.

Конвергенция базируется на «большой четверке» технологий ‒ НБИК-технологиях, где:

Н – это «нано»,

Б – «био»,

И – «информационные»,

К – «когнитивные» технологии.

НБИК-технологии имеют большое значение и влияние на развитие промышленного производства, медицины, коммуникации, на мысли и работу человека, поэтому свойственно их применение в образовании. Благодаря сетевому взаимодействию школьникам становятся доступны кванториумы, технопарки, ВУЗы, научно-исследовательские институты, производственные лаборатории.

Это позволяет решить проблемы профориентации и сделать упор на следующие факторы:

• прогноз спроса на компетенции на 5-15 лет вперед;

• работодатели – ключевые заказчики образовательных результатов;

• работодатели – участники образовательного процесса;

• гибкие (подразумевающие возможность быстрого трансформирования) образовательные программы; обучение на практике с использованием всех возможных ресурсов.

Ключевые принципы конвергентного обучения:

• междисциплинарный синтез естественно-научного и гуманитарного знания;

• переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

• конструирование как модель познания;

• сетевое взаимодействие;

• организация обучения не по предметам, а по различным видам деятельности;

• формирование надпредметных знаний через НБИК-технологии;

• самоорганизация как ведущая роль в процессе обучения.

Конвергентное образование характерно STEM-образованию по комплексному подходу, дающему возможность изучать мир системно.

Введение конвергентной основы обучения подразумевает:

• интеграцию общего и дополнительного образования (дополнительное образование как продолжение основного);

• формирование у обучающихся предпрофессиональных компетенций как одну из основных задач;

• проектная и учебно-исследовательская деятельности обучающих как ведущие в образовательном процессе;

• использование всех возможных ресурсов (сетевое партнерство);

• междисциплинарность, наддисциплинарность как ведущие принципы формирования содержания;

• использование высокотехнологичного оборудования;

• приоритет универсальных образовательных технологий (такого рода, как STEM-технология).

Модели установления межпредметных связей:

Однопредметная модель подразумевает установление связей с другими дисциплинами в рамках конкретного предмета.

Многопредметная модель проектирует распространение знаний конкретного предмета на несколько традиционных смежных предметов, характерна для профильных классов, профильного обучения.

Смешанная модель является перспективной и подразумевает анализ и выстраивание связей с учётом отдельных областей и отдельных учебных циклов.

Интегрированная модель – введение интегрированных предметов и специальных курсов. Реализуется она в программах внеурочной деятельности или элективных курсах.

Инструменты для выявления межпредметных связей.

Структурно-функциональный анализ позволяет исследовать элементы предметного содержания и их функции.

«Матрица межпредметных связей» оформляется в виде таблицы с указанием в столбцах и строках названий предметов или учебных курсов, на пересечении которых отмечается на первом этапе наличие связи, а на втором ее характер (понятия, принципы организации процессов и т. д.).

Список литературы

1. Аршинов В.И. Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий / В.И. Аршинов В.Г. Буданов.//Вопросы философии -2016. - №1- С.59-70

2. Аршинов В.И. Социокультурные проблемы конвергирующих технологий (NBIC-процесс) / В.И. Аршинов, Я.И. Свирский // Totallogy-XXI. - 2010. - № 24. - С. 58-75.