Библиографическое описание:
Мамина И.В. Конвергентный подход в образовании // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Новое понятие в образовании – конвергентный подход – основано на межпредметных связях и конвергенции.
Межпредметные связи подразумевают комплексный подход в обучении, взаимосвязь между разными предметами, комплексное применение знаний в учебных областях.
Межпредметные связи – дидактический принцип, который охватывает цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения
разным учебным предметам.
Межпредметные связи классифицируются по составу, направлению действия, взаимодействию направляющих элементов и т. д.
По составу различают:
• содержательные (по фактам, законам, теориям, методам),
• операционные (по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса).
По направлению действии:
• односторонние,
• двусторонние,
• многосторонние,
• прямые,
• обратные,
• восстановительные.
По взаимодействию направляющих элементов:
• хронологические,
• преемственные,
• синхронные,
• локальные и т. д.
Есть и другие группировки межпредметных связей.
• внутрицикловые (к примеру, связи физики с биологией, химией, географией) и межцикловые (например, связь географии с историей, литературой);
• понятийные связи (формирование метапредметных понятий, например: состав, строение, явление, свойство, вещество, энергия);
• фактические (выявление сходства фактов разных учебных предметов и использование общих принципов для обобщения представлений об отдельных процессах и явлениях).
Конвергенция в педагогике – это процесс конструирования учебных дисциплин через интеграцию технологических достижений и научных знаний на основе фундаментальных закономерностей развития науки.
Конвергентный подход в обучении – это деятельность, направленная на взаимодействие различных предметных областей, что подразумевает создание новой предметной области знаний, обладающей совершенно новыми качествами.
Конвергенция базируется на «большой четверке» технологий ‒ НБИК-технологиях, где:
Н – это «нано»,
Б – «био»,
И – «информационные»,
К – «когнитивные» технологии.
НБИК-технологии имеют большое значение и влияние на развитие промышленного производства, медицины, коммуникации, на мысли и работу человека, поэтому свойственно их применение в образовании. Благодаря сетевому взаимодействию школьникам становятся доступны кванториумы, технопарки, ВУЗы, научно-исследовательские институты, производственные лаборатории.
Это позволяет решить проблемы профориентации и сделать упор на следующие факторы:
• прогноз спроса на компетенции на 5-15 лет вперед;
• работодатели – ключевые заказчики образовательных результатов;
• работодатели – участники образовательного процесса;
• гибкие (подразумевающие возможность быстрого трансформирования) образовательные программы; обучение на практике с использованием всех возможных ресурсов.
Ключевые принципы конвергентного обучения:
• междисциплинарный синтез естественно-научного и гуманитарного знания;
• переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;
• конструирование как модель познания;
• сетевое взаимодействие;
• организация обучения не по предметам, а по различным видам деятельности;
• формирование надпредметных знаний через НБИК-технологии;
• самоорганизация как ведущая роль в процессе обучения.
Конвергентное образование характерно STEM-образованию по комплексному подходу, дающему возможность изучать мир системно.
Введение конвергентной основы обучения подразумевает:
• интеграцию общего и дополнительного образования (дополнительное образование как продолжение основного);
• формирование у обучающихся предпрофессиональных компетенций как одну из основных задач;
• проектная и учебно-исследовательская деятельности обучающих как ведущие в образовательном процессе;
• использование всех возможных ресурсов (сетевое партнерство);
• междисциплинарность, наддисциплинарность как ведущие принципы формирования содержания;
• использование высокотехнологичного оборудования;
• приоритет универсальных образовательных технологий (такого рода, как STEM-технология).
Модели установления межпредметных связей:
Однопредметная модель подразумевает установление связей с другими дисциплинами в рамках конкретного предмета.
Многопредметная модель проектирует распространение знаний конкретного предмета на несколько традиционных смежных предметов, характерна для профильных классов, профильного обучения.
Смешанная модель является перспективной и подразумевает анализ и выстраивание связей с учётом отдельных областей и отдельных учебных циклов.
Интегрированная модель – введение интегрированных предметов и специальных курсов. Реализуется она в программах внеурочной деятельности или элективных курсах.
Инструменты для выявления межпредметных связей.
Структурно-функциональный анализ позволяет исследовать элементы предметного содержания и их функции.
«Матрица межпредметных связей» оформляется в виде таблицы с указанием в столбцах и строках названий предметов или учебных курсов, на пересечении которых отмечается на первом этапе наличие связи, а на втором ее характер (понятия, принципы организации процессов и т. д.).
Список литературы
1. Аршинов В.И. Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий / В.И. Аршинов В.Г. Буданов.//Вопросы философии -2016. - №1- С.59-70
2. Аршинов В.И. Социокультурные проблемы конвергирующих технологий (NBIC-процесс) / В.И. Аршинов, Я.И. Свирский // Totallogy-XXI. - 2010. - № 24. - С. 58-75.
Мамина И.В. Конвергентный подход в образовании // Современная начальная школа. 2022. № 10 (41). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/41.pdf.
Новое понятие в образовании – конвергентный подход – основано на межпредметных связях и конвергенции.
Межпредметные связи подразумевают комплексный подход в обучении, взаимосвязь между разными предметами, комплексное применение знаний в учебных областях.
Межпредметные связи – дидактический принцип, который охватывает цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения
разным учебным предметам.
Межпредметные связи классифицируются по составу, направлению действия, взаимодействию направляющих элементов и т. д.
По составу различают:
• содержательные (по фактам, законам, теориям, методам),
• операционные (по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса).
По направлению действии:
• односторонние,
• двусторонние,
• многосторонние,
• прямые,
• обратные,
• восстановительные.
По взаимодействию направляющих элементов:
• хронологические,
• преемственные,
• синхронные,
• локальные и т. д.
Есть и другие группировки межпредметных связей.
• внутрицикловые (к примеру, связи физики с биологией, химией, географией) и межцикловые (например, связь географии с историей, литературой);
• понятийные связи (формирование метапредметных понятий, например: состав, строение, явление, свойство, вещество, энергия);
• фактические (выявление сходства фактов разных учебных предметов и использование общих принципов для обобщения представлений об отдельных процессах и явлениях).
Конвергенция в педагогике – это процесс конструирования учебных дисциплин через интеграцию технологических достижений и научных знаний на основе фундаментальных закономерностей развития науки.
Конвергентный подход в обучении – это деятельность, направленная на взаимодействие различных предметных областей, что подразумевает создание новой предметной области знаний, обладающей совершенно новыми качествами.
Конвергенция базируется на «большой четверке» технологий ‒ НБИК-технологиях, где:
Н – это «нано»,
Б – «био»,
И – «информационные»,
К – «когнитивные» технологии.
НБИК-технологии имеют большое значение и влияние на развитие промышленного производства, медицины, коммуникации, на мысли и работу человека, поэтому свойственно их применение в образовании. Благодаря сетевому взаимодействию школьникам становятся доступны кванториумы, технопарки, ВУЗы, научно-исследовательские институты, производственные лаборатории.
Это позволяет решить проблемы профориентации и сделать упор на следующие факторы:
• прогноз спроса на компетенции на 5-15 лет вперед;
• работодатели – ключевые заказчики образовательных результатов;
• работодатели – участники образовательного процесса;
• гибкие (подразумевающие возможность быстрого трансформирования) образовательные программы; обучение на практике с использованием всех возможных ресурсов.
Ключевые принципы конвергентного обучения:
• междисциплинарный синтез естественно-научного и гуманитарного знания;
• переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;
• конструирование как модель познания;
• сетевое взаимодействие;
• организация обучения не по предметам, а по различным видам деятельности;
• формирование надпредметных знаний через НБИК-технологии;
• самоорганизация как ведущая роль в процессе обучения.
Конвергентное образование характерно STEM-образованию по комплексному подходу, дающему возможность изучать мир системно.
Введение конвергентной основы обучения подразумевает:
• интеграцию общего и дополнительного образования (дополнительное образование как продолжение основного);
• формирование у обучающихся предпрофессиональных компетенций как одну из основных задач;
• проектная и учебно-исследовательская деятельности обучающих как ведущие в образовательном процессе;
• использование всех возможных ресурсов (сетевое партнерство);
• междисциплинарность, наддисциплинарность как ведущие принципы формирования содержания;
• использование высокотехнологичного оборудования;
• приоритет универсальных образовательных технологий (такого рода, как STEM-технология).
Модели установления межпредметных связей:
Однопредметная модель подразумевает установление связей с другими дисциплинами в рамках конкретного предмета.
Многопредметная модель проектирует распространение знаний конкретного предмета на несколько традиционных смежных предметов, характерна для профильных классов, профильного обучения.
Смешанная модель является перспективной и подразумевает анализ и выстраивание связей с учётом отдельных областей и отдельных учебных циклов.
Интегрированная модель – введение интегрированных предметов и специальных курсов. Реализуется она в программах внеурочной деятельности или элективных курсах.
Инструменты для выявления межпредметных связей.
Структурно-функциональный анализ позволяет исследовать элементы предметного содержания и их функции.
«Матрица межпредметных связей» оформляется в виде таблицы с указанием в столбцах и строках названий предметов или учебных курсов, на пересечении которых отмечается на первом этапе наличие связи, а на втором ее характер (понятия, принципы организации процессов и т. д.).
Список литературы
1. Аршинов В.И. Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий / В.И. Аршинов В.Г. Буданов.//Вопросы философии -2016. - №1- С.59-70
2. Аршинов В.И. Социокультурные проблемы конвергирующих технологий (NBIC-процесс) / В.И. Аршинов, Я.И. Свирский // Totallogy-XXI. - 2010. - № 24. - С. 58-75.