учитель-логопед
Павлова Татьяна Ивановна
воспитатель
Ярлыкина Татьяна Леонтьевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 176»
О личности 21 века мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать уже с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности всех дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Целевые ориентиры.
Уже с первых месяцев жизни заботливые родители развивают ребенка, малыш растет и встает вопрос — как расширить его кругозор? Родителям интересно — как познакомить его с окружающим миром цветов, форм и предметов, рассказать об интересном и увлекательном мире в доступной форме? На самом деле, это не сложно, нужно просто уделять общению с ребенком много времени, не считая, что пока ему еще рано активно познавать мир — время летит очень быстро. Не стоит забывать, что самый большой объем информации об окружающем мире мы получаем именно в раннем детстве.
Расширять кругозор ребенка нужно последовательно, но непрерывно, начиная с самого раннего возраста. Развивающие игры и занятия, прогулки и поездки — все это способствует развитию навыков, умений и расширению кругозора. Чем больше внимания родители будут уделять малышу, разговаривая с ним и знакомя его с окружающими вещами и предметами, тем больше он для себя узнает и открывает нового.
Важным для ребенка становится общение с природой и ее красками, звуками и запахами, а также с ее большими и маленькими обитателями от насекомых до крупных животных и птиц.
Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений — не запрещайте карапузу трогать предметы, возиться в песке и даже грязи, ведь у всех дома есть ванна и мыло, а бесценный опыт тактильных ощущений, разница фактур, температур и плотности малыш приобретет только ощупав все предметы руками. Это поможет ему в дальнейшей жизни быстрее ориентироваться в окружающей обстановке, и, возможно, в будущем приобрести себе профессию.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в возрасте 4-5 лет является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. В этом возрасте малыши впитывают информацию как губка, и уже достаточно самостоятельны — поэтому с ними можно путешествовать, ездить в недолгие поездки, ходить в театры и кино, на вставки и в музеи. Им будет очень полезно посещение кружков и секций, занятия по развитию внимания и воображения.
Расширение кругозора детей напрямую зависит от кругозора родителей, во многом наши дети копируют наши привычки и особенности поведения и общения, нашу страсть к путешествиям, изучению новых мест. Читайте с детьми книги о путешествиях и разных странах, планируйте поездки или, если нет возможности, отправляйтесь в путешествия виртуально: скачивайте красивые картинки из интернета и изучайте по ним природу, страны, профессии и многое другое.
Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой):
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Как же развивать инициативность в дошкольниках?
Способы и направления поддержки детской инициативы в нашем детском саду:
1. Создание предметно-пространственной среды;
2. Организация практической деятельности детей и взрослых;
3. Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей;
4. Социокультурное окружение.
Мы стремимся к тому, чтобы дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому считаем для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы. Походы в библиотеку, посещение музеев, выставок, памятников архитектуры нашего города - эти события рождают у детей ощущение необыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспомнить о событии. Взаимодействие с социальными партнёрами стимулирует творческую активность и развитие новых инициатив как у детей, так и у педагогов.
Традиционным для дошкольного образования является сотрудничество с детскими библиотеками, знакомство с театральными постановками, включение различных аспектов музейной педагогики. Связанные с данным направлением события рождают у детей ощущение не обыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспоминать о событиях. Приведем пример. Все дети среднего дошкольного возраста знают сказку С. Маршака «12 месяцев», педагоги неоднократно включали данный литературный материал в разные образовательные ситуации. Однако настоящим событием для детей стало посещение музыкального спектакля «12 месяцев» в Чувашском театре юного зрителя имени Михаила Сеспеля. Этот поход в театр положил начало и самодеятельной детской игре, и новым задумкам педагогов.
Отличным дополнением станут обучающие и развивающие игрушки — различные конструкторы, головоломки, настольные игры, пазлы. Подберите для ребенка несколько игр, которые заставляют узнавать новое — игры требуют ответов на вопросы, например, «какие животные живут на севере, какая там природа?». Это заставит ребенка искать ответы в книгах, интернете, спрашивать у друзей и вас самих, что очень увлекательно и познавательно. Можно подключить к развитию ребенка и компьютерные игры, но они должны быть по возрасту и развивающие, а не бестолковые «пулялки-бродилки» без общего смысла и логики. Интересны игры, где нужно разгадывать головоломки, открывать кодовые слова, складывать ключевые фразы или находить в предметах соответствие.
Отличным местом для отдыха и развития ребенка станет зоопарк, цирк или океанариум, только обязательно отвечайте ребенку на все его вопросы, возникающие по ходу, а не отмахивайтесь — «ты еще маленький, вырастешь — поймешь».
Вформирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу относятся:
- образ Я
- семья
- детский сад
- родная страна
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
- формирование целостной картины мира
- расширение кругозора
- ознакомление с природой
- сезонные наблюдения.
Список рекомендуемой литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2001.
2. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47-49.