Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июнь 2023

ПРОБЛЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ СДВГ В ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ГРУППУ ДОУ

Михалева Ирина Ивановна
старший воспитатель
МБОУ СОШ № 13 (дошкольное отделение) г. о. Серпухов

Наверняка у многих воспитателей есть воспитанник, может даже не один, который никогда не сидит на месте, не может долгое время молчать, вечно всех перебивает, не умеет подчиняться инструкциям. Он создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственен, часто задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников, создавая конфликтные ситуации. Он часто обижается, но о своих обидах быстро забывает.

Чаще всего педагоги объясняют такое поведение плохим воспитанием в семье, и это самое большое заблуждение. Если ребенок хуже ровесников удерживает внимание и чаще бывает возбужденным, скорее всего, у него синдромом дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – неврологическое поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте. В появлении СДВГ не виноват ни ребенок, ни его родители, ни условия воспитания. Это врожденная особенность нервной системы, которая сама собой сглаживается в подростковом возрасте по мере перестройки и дозревания мозга. СДВГ может быть у любого ребенка.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

Бытует ошибочное мнение, что гиперактивность – следствие родительских ошибок. На самом деле, это особенность нервной системы ребенка. Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такой малыш – особенный и требует особого подхода.

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении: ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм. Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля.

Гиперактивный ребёнок мешает организованной деятельности в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Педагоги, как правило, не в силах справиться с такими детьми, а родители не понимают активного поведения своих малышей. Вместе с тем, проблема остается. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики воспитателя, умения применять в своей работе рекомендации по работе с подобными детьми.

Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т.п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Такие дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение. Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усиливает неадекватное активное поведение.

Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже без видимой причины. Важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь могут выскочить на дорогу перед движущимся автомобилем, могут прыгнуть с любой высоты, и т.п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы.

Дети с СДВГ склонны к АУТОАГРЕССИИ, они импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Срабатывает принцип «пока больно пальцу или руке, внутри не так больно эмоционально».

Гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.

Педагоги и родители должны иметь четкие представления о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Приведем описания этих симптомов:

1. Невнимательность:

- недостаточно внимателен к деталям;

- с трудом удерживает внимание;

- создается впечатление, что ребенок не слушает говорящего;

- имеет трудности организации;

- избегает выполнения задания;

- теряет предметы;

- отвлекается на внешние раздражители;

- забывчив.

2. Гиперактивность

- не может усидеть на месте, когда это требуется;

- шумно играет;

- чрезмерно разговорчив.

3. Импульсивность

- быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания;

- проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди;

- прерывает и вмешивается в чужие разговоры.

Чтобы сделать взаимодействие с таким воспитанником проще, воспитатели должны следовать определенным правилам:

Ø Помнить, что синдром дефицита внимания и гиперактивность не связаны с особенностями воспитания, характером ребенка, его отношением к взрослому или ситуации: он не может иначе. Ребенок не виноват, что невнимателен, неусидчив и расторможен. Это особенность работы его нервной системы. Поэтому педагог не должен судить о поведении ребенка как о проявлении его «злой воли».

Ø Давать гиперактивным детям задание подвигаться с утра. С самого утра в группе ребенку с СДВГ надо по 10–15 минут активно и свободно подвигаться. Зарядку эти дети обычно не любят, а свободную двигательную активность любят. Можно танцевать, висеть на шведской стенке, гонять мяч.

Ø Каждые 10–15 минут поручать ребенку с СДВГ сделать что-то, что потребует от него активно подвигаться. Например, принести карандаши, вымыть доску для рисования. Воспитатель должен разрешать ребенку побегать, отжаться, прокатиться кубарем по ковру. Так ребенок с СДВГ сбросит двигательное напряжение, станет более управляемым и внимательным. Если заставлять сидеть тихо и не суетиться, будет только хуже.

Ø Предлагать ребенку посидеть в уголке уединения, когда он сильно расторможен и активен. Чем меньше стимулов, тем легче успокоиться и снизить темп, поэтому ребенку с СДВГ полезно делать паузы в релаксирующих условиях. При этом предложение побыть в уголке уединения никогда не должно выглядеть наказанием.

Ø Оформить в группе наглядные памятки с правилами выполнения ежедневных заданий. Например, алгоритм сборов на улицу в рисунках, правила поведения во время приема пищи. Воспитатель должен молча показывать на памятку ребенку с СДВГ, если он не может сосредоточиться.

Ø Аккуратно располагать материалы и игрушки в группе. Хаос в помещении усиливает расторможенность и невнимательность детей. Поэтому воспитатель должен размещать игрушки, бумагу, канцелярские принадлежности так, чтобы дети сразу видели, где что находится, и могли легко их достать и убрать.

Ø Чередовать типы занятий с детьми не реже чем раз в 20 минут. Например, поговорили, поиграли, порисовали, подвигались, свободная игра.

Ø Каждые 15–20 минут делать паузу на 2–3 минуты. В это время воспитатель может дать ребенку подвигаться, попить воды, поговорить с другими детьми.

Ø Давать короткие понятные задания. Воспитатель должен говорить кратко, делить задание на части.

Ø Давать ребенку возможность сбросить двигательное напряжение. Ежедневно он должен иметь возможность бегать, лазить, исследовать пространство. Ему нужна возможность двигаться спокойно. Воспитатель должен помнить: дети отдыхают иначе, чем взрослые. Если взрослым часто надо посидеть, то детям – подвигаться.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:

v «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

v применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;

v во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

v давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться, выполняя какое-либо поручение;

v хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа родителей и педагогов, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.