преподаватель
МБУДО "ДМШ" г. Дзержинский, Московская область
Содержание:
1. Значение творческих форм работы в ДМШ
2. Воспитание творческих навыков
3. Творческие задания на уроках сольфеджио.
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1. Значение творческих форм работы в ДМШ
Предмет "Сольфеджио" в музыкальной школе является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей учащихся, на выработку определенной системы знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.
В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально-интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) все большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков.
Прежде, чем перейти к рассмотрению основных форм творческой работы, нужно напомнить, что выполнение этих заданий на уроках сольфеджио не имеет своей целью научить ученика «хорошо» сочинять музыку. Главная цель – пробудить интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки, музыкальной теории, и сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих музыкальных способностей. Впрочем, если ученик, выполняя эти задания, проявит незаурядные творческие способности, то и такой результат можно будет считать большой педагогической «победой» – занимаясь в классе композиции, ученик, несомненно, достигнет еще больших успехов в своем творческом и общемузыкальном развитии.
Творческие формы работы на уроках сольфеджио развивают самостоятельность мышления, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, грамотно применять на практике весь комплекс полученных теоретических сведений. Такие знания будут прочными и продуктивными. Творческие методы и приемы помогают создать на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости, что способствует наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, повышают мотивацию, интерес ребят к предмету. Поэтому в последнее время мы приветствуем, что в программах и учебных пособиях по сольфеджио все больше внимания уделяется таким формам работы, как сочинению, импровизациям, музицированию на инструментах, подбору аккомпанемента и второго голоса и др.
В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики без исключения, не зависимо от уровня способностей. Элементы творчества целесообразно включать в урок как можно раньше. У шести - семилетних детей необычайно богатое воображение, меньше развито чувство самокритичности, и поэтому они более свободно импровизируют, даже если их сочинение получается не совсем удачным. Если начинать вводить творческие задания с 5-7 классов, то они часто встречают у школьников сопротивление. Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии определенных умений и уже появившихся повышенных требований к результатам собственной деятельности. Вместе с тем, овладев навыками творчества в раннем возрасте, ученики охотно сочиняют и в старших классах.
2. Воспитание творческих навыков
Воспитание творческих навыков должно начинаться с донотного периода и основываться на опыте, приобретенном детьми в процессе общения с музыкой, т.к. в раннем возрасте эмоциональное начало играет ведущую роль.
Слушание музыки и ее обсуждение развивает творческую фантазию, помогает понять, какими средствами выразительности композитор создает соответствующий образ или настроение. Дети не только рассказывают о музыке, но и передают в рисунках свои впечатления.
Г.И. Шатковский предлагает: "Сначала научить детей "говорить" на элементарном музыкальном языке, затем - читать и лишь затем - писать". Если ребенок овладеет языком музыки в формах элементарного музицирования, он будет со временем импровизировать и сочинять.
"Ступенькой" к импровизации является композиция, т.к. она позволяет накопить необходимые знания, умения, навыки. В процессе сочинения можно останавливаться, обдумывать, что-то исправлять, переделывать, что совершенно не допустимо в импровизации.
Первая и важнейшая задача в композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. С самого начала надо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки, что все истинно прекрасные темы своеобразны, не похожи одна на другую, но при этом имеются некоторые закономерности в их строении. Следует познакомить детей с правилами, которые нужно соблюдать при сочинении мелодий.
· Минимум средств - максимум выразительности (т.е., звуков как можно меньше, а красоты и смысла - как можно больше).
Нужно объяснить, что каждый звук должен взаимодействовать с другим, что каждый звук "живет", "дышит".
· Единство ритма.
Ритмическая организация мелодии должна быть построена на основе яркого ритмического "ядра". Оно может варьироваться, изменяться, но все ритмическое развитие должно выходить из одного "ядра". Иначе неизбежна ритмическая пестрота.
· Единство интонации.
Тема "вырастает" из одного интонационного "зерна". Иногда в музыкальной теме может быть несколько интонаций, но одна из них является ведущей.
· Повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо без всяких изменений (остинатность), либо с какими-нибудь изменениями высотного или ритмического характера (варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, то возникает ощущение неоднородности целого, бесформенность.
· Оригинальность мелодии: вней должна быть какая-то особенность, своеобразная прелесть и красота.
Вначале творческие задания лучше проводить на уроке. Каждое задание педагог подробно объясняет, показывает свои примеры. Предложенные детям мелодии обязательно анализируются, коллективное обсуждение сочинений очень полезно. Г.И. Шатковский пишет, что "детей нужно научить критиковать, т.е. думать, рассуждать логично, аргументировано. Дети должны знать, что, критикуя, надо постараться найти хорошее и поддержать его, а если есть плохое - помочь устранить его". Все обсуждения сочинений должны проходить в доброжелательной обстановке.
Полезно показать детям разные средства варьирования мелодии. После прослушивания вариаций выяснить, что изменилось в мелодии. Показать, как меняется ритмический рисунок, как можно изменить мелодию (опевание звуков, вспомогательные и проходящие звуки, заполнение мелодии между длинными звуками). Детям нужно рассказать, что в мелодии можно изменить размер, лад, темп, регистры и т.д. Средства варьирования могут применяться как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Но вначале каждое средство варьирования следует проработать отдельно. При выполнении этих заданий ярко выявляются выразительные свойства элементов музыкального языка (темпа, размера, регистров и т.д.).
При работе с учеником нужно очень бережно относиться к результатам детского творчества, в основе которого лежит образное восприятие и отображение действительности доступными ребенку средствами. Недопустимо подавлять творческие импульсы детей, подгоняя их под общие шаблоны.
3. Творческие задания на уроках сольфеджио
Итак, рассмотрим различные творческие задания, которые мы применяем на уроках сольфеджио.
Творческую работу мы начинаем с 1 класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества у детей является импровизация.
Задания я предлагаю такие:
· Сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники помогает преподавателю проверить, как ученики усвоили понятие тоники.
· Сочинение ответной фразы на предложенное стихотворение:
"Жук, жук, пожжужи! Где ты прячешься, скажи?" (учитель)
"Жу, жу, жу, жу, я на дереве сижу". (ученик)
(В.Карасёва "Жук")
"Что белеет за окном?" (учитель)
"Это снег лежит ковром" (ученик)
или
"Что белеет за окном? Сразу в доме посветлело!" (учитель)
"Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый". (ученик)
(Т. Стоклицкая "Первый снег")
Импровизация "Эхо"
Исполнить песню таким образом: педагог поёт фразы, приходящиеся на основной текст, а дети по очереди импровизируют "эхо".
(Песня "Красный шар" Г. Седельникова)
Аналогичные задания можно давать и при записи диктантов. Часть мелодии записывается, а ее окончание ребята сочиняют и записывают самостоятельно.
· Импровизация на данный ритмический рисунок, досочинение мелодии на заданный ритм.
Это задание я применяю в разных классах на закрепление пройденных длительностей и новых ритмических групп. Ритмический рисунок записывается на доске, или на карточке. Учащимся предлагается сочинить мелодию на данный ритм и спеть.
Досочинение мелодии на заданный ритм учащиеся выполняют дома по рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Уже в первом классе, изучая разные тональности, мы сочиняем мелодии на закрепление мелодических оборотов и пройденных ритмических групп в разных размерах.
Варьирование небольших попевок, жанровое преобразование мелодии
Ученикам предлагается подумать, как изменить ритм в мелодии, размер, при этом не изменяя нот. Вначале это задание выполняется устно, а затем письменно. В рабочей тетради Г.Ф. Калининой для 4 и 5 класса есть подобные задания: сделать жанровые преобразования мелодии с помощью изменения размера, ритма, повторения или добавления звуков. Сначала это задание мы разбираем в классе, а затем учащиеся выполняют его дома. Конечно, к 4 классу ученики уже знают разные жанры музыки. Но, начинать нужно с простых: полька, вальс, марш.
· Мелодизация данного или собственного текста
В этом задании детям можно предоставить полную свободу (кто как может). Преподаватель должен показать, что звуки в мелодии можно сочетать в любом порядке, а не только выстраивать подряд. Важным моментом является подбор текста. Непременно нужно проанализировать содержание и характер стихов. Для более художественного воплощения стихов выбирается определенный лад, размер, оговариваются ритмические особенности.
Сочинение мелодии на стихи мы начинаем с 1класса, вначале устно, затем по рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Ребята не только сочиняют мелодию, но и рисуют.
· Импровизация ритмического аккомпанемента к песне, к мелодии.
Учащимся предлагается сочинить ритмический аккомпанемент к выученной мелодии или песне, используя пройденные ритмические группы. Исполняется аккомпанемент на шумовых инструментах: бубне, маракасах, треугольнике и др. Это задание мы выполняем с учениками младших классов, им очень нравится играть на шумовых инструментах и импровизировать.
· Сочинение мелодии коллективно (цепочкой) в определённом жанре, характере (песня, марш, танец).
Педагог предлагает сочинить мелодию в определенном жанре. Учащиеся выбирают тональность, называют особенности жанра: размер, ритм, характер. Мелодия сочиняется коллективно (по цепочке), затем проигрывается на фортепиано или записывается. Это задание мы применяем в средних и старших классах.
· Сочинение мелодии из предложенных ступеней лада.
Например, предлагаются I - V - III - II - I ступени в гамме Ре мажор. Вначале пропеваем их одинаковыми длительностями.
Затем ритм изменяется, но при этом нельзя нарушать порядок ступеней. Разрешается повторять отдельные ступени или ячейку из нескольких ступеней.
Обязательно нужно показать - как можно сделать и что можно сделать. Такое упражнение чаще проводится в классе и носит характер импровизации, его можно использовать при проработке скачков, мелодических оборотов и т.п. Если такое задание предлагается для домашней работы, то его нужно записать.
· Сочинение второго голоса к диктанту или к песням.
Предварительным этапом работы к этому заданию является пение двухголосных песен, канонов. На уроках сольфеджио со 2 класса я задаю учащимся задание на пение интервалов двухголосно, пение гамм в терцию, двухголосных упражнений по учебнику. После освоения терций, квинт я предлагаю учащимся сочинить второй голос к выученной мелодии или к диктанту. Это задание нужно продолжать во всех классах, т.к. оно развивает гармонический слух и помогает закрепить пройденные интервалы.
· Сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер.
В это задание соответственно включается изучаемый материал (интервалы - начать или закончить мелодию определенного интервала; виды минора; различные ритмические группы и т.д.)
· Подбор сопровождения к песням.
Вначале это может быть подбор басового голоса по слуху (в сопровождении тонической квинты, главных ступеней лада), затем подбор аккомпанемента из предложенных аккордов. Главные ступени лада учащиеся проходят в 3 классе. Задание на подбор басового голоса я предлагаю по учебнику Е.Давыдовой. После усвоения этой темы, учащимся предлагается построить на этих ступенях трезвучия и подбирать аккомпанемент с главными трезвучиями лада.
Учащиеся старших классов это задание могут выполнять самостоятельно. На уроке обязательно нужно обсудить какой характер аккомпанемента подходит к мелодии. Хорошей практикой к этому виду работы является игра кадансовых оборотов в различных жанрах.
4. Заключение
Известный психолог Б.М. Теплов отмечал: "Раннее включение детей в творческую деятельность очень полезно для художественного развития, вполне естественно для ребенка и вполне отвечает его потребностям и возможностям".
Значение творческих навыков и творческой инициативы в процессе обучения неоспоримо. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, поэтому он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.
Применение на уроках сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует созданию на занятиях атмосферы увлеченности и активно развивает мышление детей, их музыкальные способности в целом.
5. Список использованной литературы:
1. Андреева М.П. От примы до октавы: Части 1, 2, 3 (1 - 5 классы).
2. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. - М., 1985.
3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. М.: Музыка, 1986.
4. Давыдова Е.В. Сольфеджио 3 класс ДМШ: Методическое пособие. - М.: Музыка, 1976.
5. Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: 1-4 классы ДМШ: Учебное пособие. - М.: Кифара, 1999.
6. Калугина М.Е., Халабузарь П.В. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: Методическое пособие для ДМШ. - М.: Советский композитор, 1987.
7. Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Сольфеджио: учебные пособия для 1-7 классов ДМШ. - С-Пб: Композитор.
8. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/сост. Шатковский Г.И. - М., 1986.
9. Сочинение и импровизация мелодий: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ/автор-составитель Шатковский Г.И. -М., 1989.
10. Шайхутдинова Д.И."Основы импровизации и подбора аккомпанемента" Феникс, 2008 г.