воспитатель
МАДОУ "Центр развития ребенка - д\с 11", Кунгурский Муниципальный округ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Внедрение технологии проектной деятельности прочно вошло в практику педагогической работы по реализации содержания основной образовательной программы. Кроме этого, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 3.2.5 ФГОС ДО).
Основной особенностью данной технологии является то, что образовательная деятельность детей осуществляется в условиях взаимодействия с взрослыми, но в то же время предполагает самостоятельные поисковые социально-ориентированные, творческие и практические действия ребенка.
В данном виде деятельности основными средствами достижения целей являются детальная разработка лично значимой проблемы, эксперимент, опыт, рассуждение, эристический метод и др. Технология проектной деятельности всегда завершается результатом (решение проблемы), оформленным в виде конкретного продукта.
В практике современных дошкольных образовательных организаций используются педагогические проекты разной направленности.
Детские проекты отличаются от других видов проектов тем, что ребенок самостоятельно получает информацию, обрабатывает ее и создает продукт своей собственной деятельности. Данные проекты в основном охватывают небольшой отрезок времени, от 1 дня до недели. Направляющую и координирующую роль играет педагог.
Детские проекты условно можно разделить на несколько видов:
- исследовательски - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Выполнение любого детского проекта в ДООмы делим на определенные этапы. Исходим из того, что дети не только будут участвовать в реализации проектов, но и будут учиться проектной деятельности. Поэтому в образовательном процессе выделено время и предусмотрены различные ситуации, в которых дети могут совместно целенаправленно обсуждать какую-то тему, развивая в процессе умение слушать другого и излагать свою точку зрения. В ходе деятельности у них проявляется самостоятельность, инициативность, любознательность, поэтому мы старались сплотить детей, дети договариваются и совместно действуют по придуманному заранее плану.
Проект «День рождение детского сада» представляется нам как успешное взаимодействие всех участников проекта по созданию продукта.
При рассматривании книг, беседе о приближающемся празднике, дети, имевшие опыт в создании книжек – малышек, сами предложили составить книгу о детском саде. Дети выдвинули проблему (нет самодельной книги о родном детском саде), гипотезу (если будет книга, все узнают еще больше о нашем детском саде), определили этапы (сначала собираем рисунки, конструируем детский сад, красиво оформляем свои подарки - рисунки, а потом вместе делаем книгу). Возникла идея выделить общую тему проектной деятельности детей «С днем рождения детский сад!», продуктом которого будет создание книги о нашем детском саде, куда войдут детские рисунки, фотографии, рассказы, сообщения. Так определили целеполагание.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является:
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции: дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап - Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: определяем, в каких источниках можно найти информацию; к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Третий этап - Выполнение проекта – практическая часть.Дети сами рисовали рисунки «Мой любимый детский сад», стряпали печенье из готового песочного теста, составляли рассказ о детском саде вместе со своими родителями. Так же, дети конструировали из мягких модулей модель будущего «Наш любимый детский сад». Рисунки детей и результаты конструирования вошли в общий альбом «С Днем рождения, детский сад!». Была составлена Книга. Дети наглядно увидели результаты своей деятельности.
Четвертый этап - определение задач для новых проектов.
В нашем учреждении проходила Неделя Здоровья. В рамках Недели проводились краткосрочные детские проекты:
1. Нарисуй рисунок «Полезные и вредные продукты», «Я люблю спорт», «Я соблюдаю режим дня», «Я закаляюсь», «Папа, мама. Я – спортивная семья».
2. Создай игру «Поговорим о здоровье»
3. Создание схемы последовательности мытья рук для детей младшей группы.
Педагог целенаправленно организовывает события, помогающие в освоении соответствующих возрасту систем ценностей и социальных ролей. При реализации краткосрочных проектов дети участвовали в разных видах детской деятельности. Все продукты деятельности детей нашли свое применение. Рисунки были помещены на выставку и вошли в Книгу здоровья «Спорт нам поможет силы умножить». Созданная игра «Поговорим о здоровье» используется в непосредственной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности. Схема мытья рук торжественно подарена малышам.
Таким образом, организованная детская проектная деятельность как специфическая форма образовательного процесса обеспечивает возможности решения актуальных задач развития и образования ребенка, а именно:
- позволяет формировать у детей позицию субъекта деятельности, общения, отношений и поведения;
- обогащает опыт самостоятельного познания и творческого преобразования окружающего мира;
- «запускает» механизм воспитания «от эмоционального переживания к знанию и осознанию, далее к практической реализации и затем к осмысленному отношению, чувству»;
- обеспечивает освоение умений применения детьми освоенного при решении нетипичных задач.
Возможности детского проектирования позволяют рассматривать его как эффективное педагогическое средство развития самостоятельной творческой личности детей дошкольного возраста и обеспечения качества образования.