Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. МЕСТО ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Воловичева Т.Н., Голоденко С.А. МЕСТО ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

В последнее время проблемному обучению уделяется весьма пристальное внимание, и это не случайно. Если школа ставит перед собой задачи развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может не быть проблемным.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность детей, активизируется их мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Для создания проблемной ситуации на уроке нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнения такого задания, в котором особое место будет занимать неизвестное. Пример: урок русского языка. Тема «Ударение». На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. В другой – те, где ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы, и тут оказывается, что одни и те же слова записаны в оба столбика. Обсудив ситуацию, дети приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и каждый из вариантов записи – правильный.

Проблемные ситуации можно подразделять по области научных знаний или учебной дисциплине (окружающий мир, русский язык, математика и т.д.); по направленности на поиск недостающего нового; по уровню проблемности; по типу и характеру противоречий.

Нужно отметить, что самая сильная мотивация мышления на уроках формируется именно в проблемной ситуации. Под ее воздействием у ребенка возникает желание (мотив) понять причины трудностей, с которыми он неожиданно столкнулся.

В своей работе используем проблемные ситуации, в которых

· усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия). Пример: урок окружающего мира. Как объяснить, что у грызунов, которые всю жизнь что-то грызут, зубы не стачиваются на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут всю жизнь);

· усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Пример: урок русского языка. На доске написано слово снегопад. Нужно выделить в нем корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому для них способу выделения корня (в сложных словах). Проблемные ситуации такого типа можно использовать на уроках по ряду предметов, предполагающих формирование у учащихся достаточно сложных способов выполнения тех или иных действий (языковых и математических операций, многих практических умений и двигательных навыков);

· неизвестным являются новые условия действий. Пример: урок окружающего мира. При изучении условий произрастания растений учитель предлагает детям провести эксперимент: сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях: а) семена предварительно замачиваются в воде; б) семена замачиваются в питательном растворе; в) семена высевают сухими. Учеников просят предположить, при каком условии растение будет развиваться лучше, записать данные. По ходу опыта проводятся обсуждения различных гипотез.

Чаще всего в начальной школе теоретические проблемные ситуации используются при усвоении новых знаний, а практические – если неизвестным является способ выполнения действия.

Систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся, пробудить у них интерес к теме или предмету и привести в движение прежние знания.

Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, учителю необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций в данном случае. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность и характер. Большое внимание стоит уделить выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе. В ходе бесед учитель должен совместно с детьми выработать основные положения самоорганизации мыслительного процесса, например хода решения задачи, и научить детей записывать эти положения в виде таблиц, памяток, алгоритмов и т.п.

В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий, рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречия на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуации. На основе анализа проблемной ситуации формулируется проблема. В ее формулировке и заключается одна из трудностей проблемного обучения. Учет особенностей учебного предмета при создании проблемных ситуаций обеспечивает более глубокое проникновение в сущность явлений, а также дает возможность познакомить школьников с методами изучаемой науки.

Учащиеся на уроках при поиске неизвестного в проблемной ситуации усваивают более обобщенные знания, так как столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания пробуждает у них желание найти ответ. Учащиеся оказываются перед необходимостью открыть то общее отношение, свойство, способ, которое поможет им выполнить это задание. Пример: урок математики. Тема «Умножение многозначного числа на многозначное число, оканчивающееся нулем». Учитель предлагает трем учащимся у доски записать пример и решить его: 345 673 · 2 800. У ребят получаются разные ответы. Учащиеся выясняют, почему так получилось. Учитель называет правильный ответ. Ребята вспоминают алгоритм и записывают каждый его шаг на доске, одновременно решая пример заново, и с помощью учителя находят ошибку. Еще один пример: урок окружающего мира. Тема «Полезные ископаемые». Ребятам предлагается вспомнить, какими полезными ископаемыми богат край, где они живут, наша страна. Далее учитель показывает, какими значками на картах изображаются известные детям полезные ископаемые. Затем учитель обращает внимание учеников на доску, где изображены какие-то значки, и просит пояснить, что это. Выслушав различные варианты ответов, учитель предлагает ученикам подойти к карте полезных ископаемых и ответить на вопрос с ее помощью. Учитель выстраивает ситуацию так, что у детей возникает желание сделать сообщение о новом, еще не известном им полезном ископаемом. Сам факт столкновения с трудностью, невозможность выполнить предложенное задание с опорой на имеющиеся знания и способы действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации, одним из главных ее компонентов.

Из проблемной ситуации может быть несколько выходов.

1. Учитель сам формулирует и решает проблему. Пример: урок математики, 2-й класс. Учитель знакомит учащихся с получением долей и их обозначением.

2. Учитель сам обозначает и решает проблему, привлекая учащихся к ее формулировке, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения. Пример: урок русского языка, 2-й класс. Тема «Перенос слов». Учитель говорит, что сегодня на уроке дети будут учиться переносить слова, и просит подумать, зачем и как это делают. Идеи детей и учителя записываются на доску. Все вместе приходят к выводу: для того, чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.

3. Учащиеся самостоятельно определяют и решают проблему, но с участием и помощью учителя. Пример: урок математики. Тема «Понятие о равенствах и неравенствах». Учитель просит ребят выписать в один столбик математические высказывания со знаком =, в другой – со знаками <и>, а затем дать математическим высказываниям каждого столбика свои названия.

4. Учащиеся самостоятельно определяют проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Пример: урок математики. Тема «Умножение двузначного числа на трехзначное». Учащиеся уже умеют умножать двузначное число на двузначное, поэтому умножение на трехзначное число не составит для них проблемы. Учитель только дополняет уже известный им алгоритм.

Учителю при планировании проблемных ситуаций нужно помнить принцип несоответствия или противоречия в структуре уже имеющихся знаний, умений и навыков. Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает между

· старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задачи. Пример: девочка записала под диктовку «К 2 прибавить 6 и умножить на 4» так: «2 + 6 · 4 = 26»; а мальчик записал так: «2 + 6 · 4 = 32». Найдите ошибку в записях;

· одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Пример: урок русского языка. Учитель говорит: «У дороги дуб. Какое последнее слово? Какие звуки мы слышим, произнося слово [дуп]? Посмотрите, как пишется это слово. Сравните с его звуковым составом;

· научными и практическими, житейскими знаниями. Пример: урок окружающего мира. Учитель просит нарисовать на альбомном листе ручку, резинку, грушу, пенал. За тем дает задание нарисовать дом или машину в натуральную величину. Ученики понимают, что это невозможно, и под руководством учителя приходят к выводу, что нужно использовать масштаб.

Проблемная ситуация может возникнуть на уроках тогда, когда учитель намеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Пример: почему в нашей стране люди отмечают Новый год и старый Новый год? В Средние века отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, называли рыцарями, и в наше время человека могут назвать рыцарем. Кто он, рыцарь наших дней? Намеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно, рассказав им об интересном явлении или опыте. Проблемную ситуацию учитель может создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных. При создании проблемных ситуаций учителю очень важно не торопиться исправить ошибку учащегося. Это может привести только к появлению у учащихся робости, страха ошибиться, сковывает их инициативу в постановке и решении интеллектуальных проблем.

В процессе восприятия учащимися нового учебного материала нужно уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Эту роль и выполняет проблемная ситуация. Одно из главных условий успешной работы учителя – осознанное восприятие учащимися нового материала, что зависит от логики его объяснения учителем. Важнейшим признаком правильной логики объяснения нового материала является то, что каждое новое понятие, закон, правило оформляется в сознании учащегося как ответ на возникший у него самого или поставленный учителем вопрос и как необходимое логическое построение.

Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, в результате которого возникает и формулируется задача. Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: возникновение проблемной ситуации, осознание сущности затруднения и постановка проблемы, нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений, обоснование гипотезы, ее доказательство, проверка правильности решения.

Учитель должен помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их интеллектуальных возможностей. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы учащиеся не могли его выполнить с помощью уже имеющихся знаний и способов действия, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания).

Учитель должен уметь создавать на уроках последовательную систему проблемных ситуаций, которая является необходимым условием развития мышления.

Учитель должен знать, что в структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное, познавательная потребность и интеллектуальные возможности человека.