Библиографическое описание:
Нелюбина П.П. Что делать, если ученик вам говорит: «Мне этот предмет не нужен, так как я не могу понять» // Современная начальная школа. 2022. № 1 (32). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/32.pdf.
Каждый учитель сталкивался со школьником, убежденным, что он никогда не сможет понять математику, физику, химию или другие предметы и поэтому даже не будет пытаться. Зачем? Ведь в его представлении, он прекрасно сможет и без них — поступит на платное в какой-нибудь нетребовательный институт «для корочки», а деньги будет зарабатывать блогерством. «Вон, Билл Гейтс тоже без образования был, но стал миллионером», — часто можно услышать от таких детей. Но что за этим стоит на самом деле? Возможно, у таких учеников начинается выученная беспомощность и им на самом деле нужна ваша помощь.
Чаще всего такие проблемы возникают у детей строгих родителей. С одной стороны они гиперопекой мешают ребенку проявлять самостоятельность, а то и наказывают за нее. Ребенок перестает доверять себе и своим чувствам, всецело полагаясь на взрослых, и не имеет собственного мнения. А с другой — убеждают, что если у ребенка не будет хороших оценок, то его потолок — карьера дворника или уборщицы. Поэтому, когда ребенок сталкивается с трудностями в учебе, вместо того, чтобы бороться, он решает, что «предсказание» родителей сбылось и тут уже ничего не поделаешь — они, как всегда, правы. Так возникает феномен выученной беспомощности.
Впрочем, прежде чем говорить о нем, стоит понять, нет ли у ребенка дислексии, также создающей препятствия в учебе. О ней подробно рассказала нейропсихолог Ксения Вотякова в статье «Дислексия у детей: как учителю понять, что у ребенка из его класса проблемы». Возможно, корень проблем кроется в ней.
Что такое синдром выученной беспомощности?
О выученной беспомощности впервые заговорил в 1967 году психолог Мартин Селигман. В ходе экспериментов над животными он заметил, что собаки, которые в первой части опытов никак не могли повлиять на то, будут ли их бить током или нет, не пытались избежать боли даже тогда, когда такая возможность появилась. Они просто смирились с неизбежным.
Подобное поведение было замечено затем и у людей.
У детей в учебе это проявляется как убежденность: «Если первая попытка понять текст или выполнить задание провалилась, то так будет и дальше, независимо от затраченных усилий. Поэтому лучше я не буду делать ничего».
На практике ребенок не может решить какой-то тип задания. Потом получает задачку, которая ему по силам, но уже даже не пробует решить.
Феномен выученной беспомощности у детей как относительно стабильная характеристика может складываться к 8 годам
Как помочь ребенку с выученной беспомощностью?
1. Самое главное — никакой критики, направленной на снижение самооценки и оценочных высказываний, касающихся невысоких способностей ученика! Это еще сильнее демотивирует ребенка.
2. Обязательно стоит последовательно и регулярно показывать связь между затраченными усилиями и результатом. Нужно на практике дать почувствовать, что в большинстве случаев высокие результаты связаны с количеством выполненных до конца работ и вложенным в это временем, а не с талантами и выдающимися способностями.
3. Для такого ребенка обязательно стоит создать индивидуальную траекторию обучения. Для детей с трудностями обучения индивидуальная траектория — наиболее действенный вариант компенсировать эти трудности. Она помогает сделать образование не только обязательным, но и интересным. А главное — дети учатся брать на себя ответственность и критически мыслить, вырастая более осознанными людьми.
4. Нужно научить ребенка разбивать большую и «страшную» цель на множество отдельных мелких и простых шагов, которые легко сделать.
5. Часто хвалить, в том числе за усилия и попытки, а не только за результат.
6. Научить гибко воспринимать неудачи, объясняя их временными, конкретными, контролируемыми и, главное, устранимыми причинами.
Также стоит поговорить с учеником том, как он пришел к такому мнению. Опросить родителей. Может, на него повлияла какая-то определенная ситуация, которую стоит разобрать с психологом?
Стоит попросить родителей не критиковать такого ребенка, предоставив ему хотя бы месяц времени, свободного от негативных высказываний, касающихся его учебы. Нужно им объяснить, что дети с выученной беспомощностью или находящиеся на пороге ее получения часто игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях. То есть когда они получают хорошую отметку, они связывают это с удачным стечением обстоятельств, а не с собственными способностями и стараниями. Любые сложности вызывают у таких детей отрицательные эмоции и блокируют дальнейшие усилия, так как мотив избегания неудачи связан с неуверенностью в себе и страхом критики.
Если оставить на время критику и добавить больше похвалы, то ребенок станет смелее пробовать браться за что-то новое.
Нелюбина П.П. Что делать, если ученик вам говорит: «Мне этот предмет не нужен, так как я не могу понять» // Современная начальная школа. 2022. № 1 (32). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/32.pdf.
Каждый учитель сталкивался со школьником, убежденным, что он никогда не сможет понять математику, физику, химию или другие предметы и поэтому даже не будет пытаться. Зачем? Ведь в его представлении, он прекрасно сможет и без них — поступит на платное в какой-нибудь нетребовательный институт «для корочки», а деньги будет зарабатывать блогерством. «Вон, Билл Гейтс тоже без образования был, но стал миллионером», — часто можно услышать от таких детей. Но что за этим стоит на самом деле? Возможно, у таких учеников начинается выученная беспомощность и им на самом деле нужна ваша помощь.
Чаще всего такие проблемы возникают у детей строгих родителей. С одной стороны они гиперопекой мешают ребенку проявлять самостоятельность, а то и наказывают за нее. Ребенок перестает доверять себе и своим чувствам, всецело полагаясь на взрослых, и не имеет собственного мнения. А с другой — убеждают, что если у ребенка не будет хороших оценок, то его потолок — карьера дворника или уборщицы. Поэтому, когда ребенок сталкивается с трудностями в учебе, вместо того, чтобы бороться, он решает, что «предсказание» родителей сбылось и тут уже ничего не поделаешь — они, как всегда, правы. Так возникает феномен выученной беспомощности.
Впрочем, прежде чем говорить о нем, стоит понять, нет ли у ребенка дислексии, также создающей препятствия в учебе. О ней подробно рассказала нейропсихолог Ксения Вотякова в статье «Дислексия у детей: как учителю понять, что у ребенка из его класса проблемы». Возможно, корень проблем кроется в ней.
Что такое синдром выученной беспомощности?
О выученной беспомощности впервые заговорил в 1967 году психолог Мартин Селигман. В ходе экспериментов над животными он заметил, что собаки, которые в первой части опытов никак не могли повлиять на то, будут ли их бить током или нет, не пытались избежать боли даже тогда, когда такая возможность появилась. Они просто смирились с неизбежным.
Подобное поведение было замечено затем и у людей.
У детей в учебе это проявляется как убежденность: «Если первая попытка понять текст или выполнить задание провалилась, то так будет и дальше, независимо от затраченных усилий. Поэтому лучше я не буду делать ничего».
На практике ребенок не может решить какой-то тип задания. Потом получает задачку, которая ему по силам, но уже даже не пробует решить.
Феномен выученной беспомощности у детей как относительно стабильная характеристика может складываться к 8 годам
Как помочь ребенку с выученной беспомощностью?
1. Самое главное — никакой критики, направленной на снижение самооценки и оценочных высказываний, касающихся невысоких способностей ученика! Это еще сильнее демотивирует ребенка.
2. Обязательно стоит последовательно и регулярно показывать связь между затраченными усилиями и результатом. Нужно на практике дать почувствовать, что в большинстве случаев высокие результаты связаны с количеством выполненных до конца работ и вложенным в это временем, а не с талантами и выдающимися способностями.
3. Для такого ребенка обязательно стоит создать индивидуальную траекторию обучения. Для детей с трудностями обучения индивидуальная траектория — наиболее действенный вариант компенсировать эти трудности. Она помогает сделать образование не только обязательным, но и интересным. А главное — дети учатся брать на себя ответственность и критически мыслить, вырастая более осознанными людьми.
4. Нужно научить ребенка разбивать большую и «страшную» цель на множество отдельных мелких и простых шагов, которые легко сделать.
5. Часто хвалить, в том числе за усилия и попытки, а не только за результат.
6. Научить гибко воспринимать неудачи, объясняя их временными, конкретными, контролируемыми и, главное, устранимыми причинами.
Также стоит поговорить с учеником том, как он пришел к такому мнению. Опросить родителей. Может, на него повлияла какая-то определенная ситуация, которую стоит разобрать с психологом?
Стоит попросить родителей не критиковать такого ребенка, предоставив ему хотя бы месяц времени, свободного от негативных высказываний, касающихся его учебы. Нужно им объяснить, что дети с выученной беспомощностью или находящиеся на пороге ее получения часто игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях. То есть когда они получают хорошую отметку, они связывают это с удачным стечением обстоятельств, а не с собственными способностями и стараниями. Любые сложности вызывают у таких детей отрицательные эмоции и блокируют дальнейшие усилия, так как мотив избегания неудачи связан с неуверенностью в себе и страхом критики.
Если оставить на время критику и добавить больше похвалы, то ребенок станет смелее пробовать браться за что-то новое.