Библиографическое описание:
Дидух О.В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:
· к основной образовательной программе,
· к условиям её реализации (ООП), в том числе и к материально-техническим и иным условиям,
· к результатам её (ООП) освоения
В рамках реализации этих требований наша школа получила современное оборудование для организации образовательного процесса в начальной школе.
Одним из инструментов реализации Стандарта является учебно-лабораторное оборудование, которое позволяет мне, как педагогу создать модель интерактивного обучения, когда учебный процесс организован таким образом, что все обучащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию. Интерактивная деятельность на уроках предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но важных для каждого ребёнка задач.
Неоценимую помощь для создания на уроке таких условий, при которых ученик самостоятельно «добывает» знания, ставит и разрешает проблемы, коллизии мне оказывает современное цифровое оборудование, которое я использую теперь уже в системе.
Технический прогресс не стоит на месте, скорость развития его столь велика, что мы с трудом можем вообразить, какое же оборудование нам придется осваивать через несколько лет.
В связи с открывшимися возможностями я в системе использую на своих уроках: документ-камеру, интерактивную доску, микроскопы.
Работая ранее со световыми микроскопами мне трудно было представить себе, что появятся наиболее усовершенствованные приборы, которые позволят мне в работе с детьми фиксировать увиденное, создавать целые коллекции изображений, проследить во времени, сравнить результаты, заниматься исследованием.
Одна из самых больших сложностей при проведении исследовательской работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят ученики.
Сегодня на уроках окружающего мира применение цифровых микроскопов позволило моим учащимся практическим путем изучать свойства почвы, воды, других жидкостей, исследовать кожу, увидеть в увеличенном виде клетки, жилки листа, на уроках технологии рассматривать виды и свойства тканей и ещё многие свойства других различных объектов.
При проведении опыта или изучении объекта, используя цифровой микроскоп, все учащиеся класса одновременно наблюдают результат опыта, фотографию отображаемого объекта, сравнивают их, слушают комментарии учителя, одноклассников.
Так при изучении темы: Клетка – основа строения и роста живых организмов, ребята, исследуя в группах, рассматривая клеточное строение растений на примере кожицы луковицы, среза ветки тополя, части растения водоросли вольвокс и сделали вывод о том, что все живое состоит из клеток. Каждая группа представила мгновенные снимки своих образцов. Результаты представили в виде отчетной таблицы.
Таким образом, учащиеся самостоятельно выявили различия в строении клеток разных растений.
При изучении темы «Кровь. Значение кровеносной системы». Ребята, работая в группах, рассмотрели строение клетки крови человека, увидели форму клеток, их размер. Увидели, что клетки окружены жидкостью - плазмой, и заметили красные и белые кровяные тельца, соотнесли их с описанием, что красные кровяные клетки – эритроциты; белые кровяные клетки – лейкоциты;
А сравнивая, строение клетки человека и клетки крови лягушки сделали вывод, у лягушки более крупные клетки с ядрами, а клетки крови человека мельче и без ядер.
Со своими нынешними первоклассниками мы уже проводим исследования с цифровыми микроскопами так, при изучении темы: «Царства живой природы» изучая царства грибов, выяснили, что разновидностей грибов большое количество и даже дома для выпечки мама использует одноклеточные грибы - дрожжи
Ребята, рассмотрев разведенные сухие дрожжи в воде, заметили, что клетки дрожжей разной величины, заметили и разницу в их многообразии
Изучая тему: «Разнообразие животных», дети рассматривали фиксированные препараты частей тела насекомого – мухи: крылья, лапки.
Рассматривая, органы насекомого дети убеждались, что части тела мухи имеет разное строение, сделали вывод, строение разное, потому что выполняют разную работу: лапками передвигаются, на лапках заметили волоски, которыми собирают пыльцу с растений, крылья используют для перелета.
Цифровой микроскоп при достаточной простоте работы с ним имеет большие функциональные возможности, что решает многие проблемы преподавания предмета. Те же занятия проходят значительно легче и эффективнее.
Документ-камера доступна по применению, очень проста в использовании, при работе с документ-камерой не требуется предварительной подготовки. Это оборудование просто незаменимо в первом классе, ведь каждый учитель начальных классов знает, что приходиться показывать клетку, строчку, страничку почти каждому ученикуотдельно. А сейчас я это делаю при помощи документ-камеры, ребятам сразу же понятно, онибыстро справляются.
Документ-камера существенно экономит время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока. Уроки становятся более разнообразными, разноплановыми, «живыми» и использовать её можно абсолютно на любом предмете, любой ступени.
С помощью документ-камеры очень удобно работать с учебником, показывать то, что раньше было невозможно полноценно показать одновременно всему классу, то теперь достаточно в поле зрения объектива камеры поместить нужную иллюстрацию, любой рисунок, объемный предмет, фигуру, иллюстрацию, текст, какое-то действие с предметом, манипуляцию можно увеличить и представить ребятам.
На демонстрируемой странице можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание учащихся. На уроке письма вырабатывая навыки каллиграфического письма: показываю учащимся образец написания букв, соединений, слогов, слов. Легко работать со схемами слов, соотнести их со словами, рисунками и другими заданиями Азбуки и тут же осуществить проверку. Тетрадь правильно выполнившего задание ученика, кладу под документ-камеру и прошу сравнить свою работу с работой на доске. Такая самопроверка формирует у первоклассников навык самооценки. Прошу учащихся оценить себя, используя цвета светофора зеленый – если задание выполнено так же как на доске, желтый, если задание выполнено, но есть ошибки, красный – если не справился.
Документ-камера позволяет оперативно реагировать на ситуации и быстро проверять выполненное задание, осуществляя обратную связь между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников.
Даже первоклашки быстро и легко освоили это устройство, теперь сами демонстрируют через камеру любые задания. Это позволяет увеличить объем и скорость подачи материала на всех этапах урока, увидеть разнообразие решений.
Так, в 1 классе при изучении темы: «Число и цифра 3».Ребята выполняли задание учебника: нарисуй треугольник, квадрат, круг. Раскрась две фигуры красным, а одну желтым. Все варианты решений ребята сами демонстрировали сразу всему классу.
Или другие задания, предложенные из печатной рабочей тетради по математике, где не только рассмотрели все варианты решений, но и проверили понятия вправо, влево, вверх, вниз.
При изучении числа восемь, ребятам предлагалось задание по учебнику, нарисуй 8 листков и закрась поровну, используя два цвета. Проверку подобных заданий можно осуществить сразу одновременно, складывая несколько тетрадей. Так ребята наглядно могут увидеть, все ли варианты найдены и какой вариант решения еще не нашли.
Во время разбора домашнего задания, выполняя работу над ошибками, ускорятся процесс проверки, когда сама работа проецируется на экран, ученик делает комментарии по своей работе, а одноклассники дают советы или высказывают свое мнение.
Использование документ-камеры позволяет видеть очень мелкие, хрупкие, объемные предметы, фигуры, тела.
На уроках технологии и изобразительного искусства без применения документ-камеры мне теперь просто не обойтись.
Используя документ-камеру на своих уроках, всем обучающимся одновременно видно, как происходит процесс рисования с объяснениями учителя или ученика. Документ-камера позволяет повысить наглядность на уроках, многое увидеть своими глазами сразу всем классом, что положительно влияет на самооценку возможностей ученика.
А при необходимости весь процесс выполнения можно записать на камеру через записывающее устройство, а следующий класс по данной теме уже будет иметь готовый видеоролик процесса обучения, его можно записать и до урока.
На уроке ИЗО в 1 классе во время изучения тем: «Изображать можно линией», «Изображать можно пятном»; в 4 классе «Образ художественной культуры Древней Греции»
При обычном рисовании на доске возникает ряд сложностей при объяснении приемов рисования: слишком тонкие линии или слишком мелкие детали для демонстрации издалека, работая в цвете – краска растекается
С помощью документ-камеры эта проблема успешно решается, учитель через камеру показывает приемы рисования и сам процесс рисования, краска не растекается, весь процесс комментируется учителем или учениками.
На уроках технологии учащимся также удобнее видеть очень мелкие, хрупкие предметы, детали поделок. А также можно рассматривать поделки, изделия с разных сторон, сопровождать выполнение хода работы, демонстрировать приемы работы с пластилином, бумагой, тканью, нитками. Поэтапно, пошагово демонстрировать изготовление поделок, изделий учителем или учеником в технике «Оригами», «Квилинг», а также вышивание, показ различных швов, вязание крючком, на спицах, плетение косичек, так как весь процесс выполнения виден на большом экране легко анализировать результаты работы всем классом.
Такой урок становится наиболее эффективным
Документ-камера позволяет включать «живые» моменты в урок.
Так, в 1 классе при изучении темы: «Лепка из пластилина конструктивным способом. Объемные сказочные герои». Ребята не только сами через документ камеру демонстрировали приемы лепки, комментируя весь процесс выполнения, но инсценировали сказки по группам через записывающее устройство документ-камеры, что позволило ребятам создать самим несложный мультфильм, увидеть готовый продукт их деятельности сразу на этом же на уроке.
Такая работа увлекает учеников, оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию учащихся к обучению.
Здесь все зависит от опыта работы, изобретательности и фантазии учителя.
А возможности документ-камеры безграничны: она доступна и проста в использовании, не требует предварительной подготовки, увеличивает объем и скорость подачи материала на всех этапах урока, осуществляет фото и видеосъемку предметов, позволяет демонстрировать мелкие и объемные, хрупкие предметы.
Работая с интерактивной доской, я использую авторские разработки, а также сама создаю различные наглядные задания, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.
В зависимости от урока и темы для создания проблемной ситуации, составляю для работы следующие задания:
· Сгруппируйте объекты по форме, цвету, размеру. Фигуры выбираются из коллекции, которая есть в перечне интерактивной доски или использую интернет-ресурсы.
· Разделите на группы по различным признакам-несколько вариантов. Фигуры, предметы, слова дети передвигают самостоятельно.
· Соотнесите предметы линиями (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской).
· Удалить или добавить, зачеркнуть лишнее и доказать почему
В ходе работы с учебно-лабораторным оборудованием, я вижу, что данное оборудование помогает формировать и развивать познавательный интерес учащихся, дети стали активнее, заинтересованнее.
Я уверена, что именно использование учебно-лабораторного оборудования в системе развивающего обучения Занкова способствует усвоению нового материала большинством учащихся класса, гарантирует движение ученика, а, следовательно, развитие личности – это привело меня к решению активно использовать его в своей практике.
Подводя итоги, хочу отметить, что, применяя учебно-лабораторное оборудование в системе, я вместе с детьми решаю вопросы повышения учебной мотивации, учу детей в новых условиях учиться и решать поставленные перед ними задачи самостоятельно. А знания, добытые путем проб и ошибок, самостоятельно – самые прочные.
А современное учебно-лабораторное оборудование позволяет мне:
· расширять методические возможности,
· делать учебный процесс более наглядным, разноплановым, «живым»,
· оптимизировать учебный процесс,
· экономить время на уроке и при подготовке к нему,
· быстро анализировать результаты работ,
· мотивировать учащихся на новые открытия, самостоятельное исследование, работу над проектами и многое другое.
Но, главное надо помнить, что никакие, даже самые значительные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования, согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Что же дает учебно-лабораторное оборудование?
Для учителя – ключ к успеху и творчеству.
Для ученика – интересный и понятный урок.
Для всех и каждого – доступное оборудование в использовании для «открытия» знаний учениками.
Для образования – реализация развивающего обучения в рамках ФГОС.
Дидух О.В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе в условиях ФГОС // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования:
· к основной образовательной программе,
· к условиям её реализации (ООП), в том числе и к материально-техническим и иным условиям,
· к результатам её (ООП) освоения
В рамках реализации этих требований наша школа получила современное оборудование для организации образовательного процесса в начальной школе.
Одним из инструментов реализации Стандарта является учебно-лабораторное оборудование, которое позволяет мне, как педагогу создать модель интерактивного обучения, когда учебный процесс организован таким образом, что все обучащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию. Интерактивная деятельность на уроках предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но важных для каждого ребёнка задач.
Неоценимую помощь для создания на уроке таких условий, при которых ученик самостоятельно «добывает» знания, ставит и разрешает проблемы, коллизии мне оказывает современное цифровое оборудование, которое я использую теперь уже в системе.
Технический прогресс не стоит на месте, скорость развития его столь велика, что мы с трудом можем вообразить, какое же оборудование нам придется осваивать через несколько лет.
В связи с открывшимися возможностями я в системе использую на своих уроках: документ-камеру, интерактивную доску, микроскопы.
Работая ранее со световыми микроскопами мне трудно было представить себе, что появятся наиболее усовершенствованные приборы, которые позволят мне в работе с детьми фиксировать увиденное, создавать целые коллекции изображений, проследить во времени, сравнить результаты, заниматься исследованием.
Одна из самых больших сложностей при проведении исследовательской работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят ученики.
Сегодня на уроках окружающего мира применение цифровых микроскопов позволило моим учащимся практическим путем изучать свойства почвы, воды, других жидкостей, исследовать кожу, увидеть в увеличенном виде клетки, жилки листа, на уроках технологии рассматривать виды и свойства тканей и ещё многие свойства других различных объектов.
При проведении опыта или изучении объекта, используя цифровой микроскоп, все учащиеся класса одновременно наблюдают результат опыта, фотографию отображаемого объекта, сравнивают их, слушают комментарии учителя, одноклассников.
Так при изучении темы: Клетка – основа строения и роста живых организмов, ребята, исследуя в группах, рассматривая клеточное строение растений на примере кожицы луковицы, среза ветки тополя, части растения водоросли вольвокс и сделали вывод о том, что все живое состоит из клеток. Каждая группа представила мгновенные снимки своих образцов. Результаты представили в виде отчетной таблицы.
Таким образом, учащиеся самостоятельно выявили различия в строении клеток разных растений.
При изучении темы «Кровь. Значение кровеносной системы». Ребята, работая в группах, рассмотрели строение клетки крови человека, увидели форму клеток, их размер. Увидели, что клетки окружены жидкостью - плазмой, и заметили красные и белые кровяные тельца, соотнесли их с описанием, что красные кровяные клетки – эритроциты; белые кровяные клетки – лейкоциты;
А сравнивая, строение клетки человека и клетки крови лягушки сделали вывод, у лягушки более крупные клетки с ядрами, а клетки крови человека мельче и без ядер.
Со своими нынешними первоклассниками мы уже проводим исследования с цифровыми микроскопами так, при изучении темы: «Царства живой природы» изучая царства грибов, выяснили, что разновидностей грибов большое количество и даже дома для выпечки мама использует одноклеточные грибы - дрожжи
Ребята, рассмотрев разведенные сухие дрожжи в воде, заметили, что клетки дрожжей разной величины, заметили и разницу в их многообразии
Изучая тему: «Разнообразие животных», дети рассматривали фиксированные препараты частей тела насекомого – мухи: крылья, лапки.
Рассматривая, органы насекомого дети убеждались, что части тела мухи имеет разное строение, сделали вывод, строение разное, потому что выполняют разную работу: лапками передвигаются, на лапках заметили волоски, которыми собирают пыльцу с растений, крылья используют для перелета.
Цифровой микроскоп при достаточной простоте работы с ним имеет большие функциональные возможности, что решает многие проблемы преподавания предмета. Те же занятия проходят значительно легче и эффективнее.
Документ-камера доступна по применению, очень проста в использовании, при работе с документ-камерой не требуется предварительной подготовки. Это оборудование просто незаменимо в первом классе, ведь каждый учитель начальных классов знает, что приходиться показывать клетку, строчку, страничку почти каждому ученикуотдельно. А сейчас я это делаю при помощи документ-камеры, ребятам сразу же понятно, онибыстро справляются.
Документ-камера существенно экономит время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока. Уроки становятся более разнообразными, разноплановыми, «живыми» и использовать её можно абсолютно на любом предмете, любой ступени.
С помощью документ-камеры очень удобно работать с учебником, показывать то, что раньше было невозможно полноценно показать одновременно всему классу, то теперь достаточно в поле зрения объектива камеры поместить нужную иллюстрацию, любой рисунок, объемный предмет, фигуру, иллюстрацию, текст, какое-то действие с предметом, манипуляцию можно увеличить и представить ребятам.
На демонстрируемой странице можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание учащихся. На уроке письма вырабатывая навыки каллиграфического письма: показываю учащимся образец написания букв, соединений, слогов, слов. Легко работать со схемами слов, соотнести их со словами, рисунками и другими заданиями Азбуки и тут же осуществить проверку. Тетрадь правильно выполнившего задание ученика, кладу под документ-камеру и прошу сравнить свою работу с работой на доске. Такая самопроверка формирует у первоклассников навык самооценки. Прошу учащихся оценить себя, используя цвета светофора зеленый – если задание выполнено так же как на доске, желтый, если задание выполнено, но есть ошибки, красный – если не справился.
Документ-камера позволяет оперативно реагировать на ситуации и быстро проверять выполненное задание, осуществляя обратную связь между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников.
Даже первоклашки быстро и легко освоили это устройство, теперь сами демонстрируют через камеру любые задания. Это позволяет увеличить объем и скорость подачи материала на всех этапах урока, увидеть разнообразие решений.
Так, в 1 классе при изучении темы: «Число и цифра 3».Ребята выполняли задание учебника: нарисуй треугольник, квадрат, круг. Раскрась две фигуры красным, а одну желтым. Все варианты решений ребята сами демонстрировали сразу всему классу.
Или другие задания, предложенные из печатной рабочей тетради по математике, где не только рассмотрели все варианты решений, но и проверили понятия вправо, влево, вверх, вниз.
При изучении числа восемь, ребятам предлагалось задание по учебнику, нарисуй 8 листков и закрась поровну, используя два цвета. Проверку подобных заданий можно осуществить сразу одновременно, складывая несколько тетрадей. Так ребята наглядно могут увидеть, все ли варианты найдены и какой вариант решения еще не нашли.
Во время разбора домашнего задания, выполняя работу над ошибками, ускорятся процесс проверки, когда сама работа проецируется на экран, ученик делает комментарии по своей работе, а одноклассники дают советы или высказывают свое мнение.
Использование документ-камеры позволяет видеть очень мелкие, хрупкие, объемные предметы, фигуры, тела.
На уроках технологии и изобразительного искусства без применения документ-камеры мне теперь просто не обойтись.
Используя документ-камеру на своих уроках, всем обучающимся одновременно видно, как происходит процесс рисования с объяснениями учителя или ученика. Документ-камера позволяет повысить наглядность на уроках, многое увидеть своими глазами сразу всем классом, что положительно влияет на самооценку возможностей ученика.
А при необходимости весь процесс выполнения можно записать на камеру через записывающее устройство, а следующий класс по данной теме уже будет иметь готовый видеоролик процесса обучения, его можно записать и до урока.
На уроке ИЗО в 1 классе во время изучения тем: «Изображать можно линией», «Изображать можно пятном»; в 4 классе «Образ художественной культуры Древней Греции»
При обычном рисовании на доске возникает ряд сложностей при объяснении приемов рисования: слишком тонкие линии или слишком мелкие детали для демонстрации издалека, работая в цвете – краска растекается
С помощью документ-камеры эта проблема успешно решается, учитель через камеру показывает приемы рисования и сам процесс рисования, краска не растекается, весь процесс комментируется учителем или учениками.
На уроках технологии учащимся также удобнее видеть очень мелкие, хрупкие предметы, детали поделок. А также можно рассматривать поделки, изделия с разных сторон, сопровождать выполнение хода работы, демонстрировать приемы работы с пластилином, бумагой, тканью, нитками. Поэтапно, пошагово демонстрировать изготовление поделок, изделий учителем или учеником в технике «Оригами», «Квилинг», а также вышивание, показ различных швов, вязание крючком, на спицах, плетение косичек, так как весь процесс выполнения виден на большом экране легко анализировать результаты работы всем классом.
Такой урок становится наиболее эффективным
Документ-камера позволяет включать «живые» моменты в урок.
Так, в 1 классе при изучении темы: «Лепка из пластилина конструктивным способом. Объемные сказочные герои». Ребята не только сами через документ камеру демонстрировали приемы лепки, комментируя весь процесс выполнения, но инсценировали сказки по группам через записывающее устройство документ-камеры, что позволило ребятам создать самим несложный мультфильм, увидеть готовый продукт их деятельности сразу на этом же на уроке.
Такая работа увлекает учеников, оптимизирует учебный процесс и повышает мотивацию учащихся к обучению.
Здесь все зависит от опыта работы, изобретательности и фантазии учителя.
А возможности документ-камеры безграничны: она доступна и проста в использовании, не требует предварительной подготовки, увеличивает объем и скорость подачи материала на всех этапах урока, осуществляет фото и видеосъемку предметов, позволяет демонстрировать мелкие и объемные, хрупкие предметы.
Работая с интерактивной доской, я использую авторские разработки, а также сама создаю различные наглядные задания, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.
В зависимости от урока и темы для создания проблемной ситуации, составляю для работы следующие задания:
· Сгруппируйте объекты по форме, цвету, размеру. Фигуры выбираются из коллекции, которая есть в перечне интерактивной доски или использую интернет-ресурсы.
· Разделите на группы по различным признакам-несколько вариантов. Фигуры, предметы, слова дети передвигают самостоятельно.
· Соотнесите предметы линиями (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской).
· Удалить или добавить, зачеркнуть лишнее и доказать почему
В ходе работы с учебно-лабораторным оборудованием, я вижу, что данное оборудование помогает формировать и развивать познавательный интерес учащихся, дети стали активнее, заинтересованнее.
Я уверена, что именно использование учебно-лабораторного оборудования в системе развивающего обучения Занкова способствует усвоению нового материала большинством учащихся класса, гарантирует движение ученика, а, следовательно, развитие личности – это привело меня к решению активно использовать его в своей практике.
Подводя итоги, хочу отметить, что, применяя учебно-лабораторное оборудование в системе, я вместе с детьми решаю вопросы повышения учебной мотивации, учу детей в новых условиях учиться и решать поставленные перед ними задачи самостоятельно. А знания, добытые путем проб и ошибок, самостоятельно – самые прочные.
А современное учебно-лабораторное оборудование позволяет мне:
· расширять методические возможности,
· делать учебный процесс более наглядным, разноплановым, «живым»,
· оптимизировать учебный процесс,
· экономить время на уроке и при подготовке к нему,
· быстро анализировать результаты работ,
· мотивировать учащихся на новые открытия, самостоятельное исследование, работу над проектами и многое другое.
Но, главное надо помнить, что никакие, даже самые значительные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования, согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Что же дает учебно-лабораторное оборудование?
Для учителя – ключ к успеху и творчеству.
Для ученика – интересный и понятный урок.
Для всех и каждого – доступное оборудование в использовании для «открытия» знаний учениками.
Для образования – реализация развивающего обучения в рамках ФГОС.