Библиографическое описание:
Машошина Е.С. Цифровая грамотность учителя: вызов дистанционному обучению // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
Сегодня все мы окружены огромным количеством гаджетов и интернет-сервисов, которые призваны упростить нашу жизнь и сделать ее эффективнее. Огромная часть нашей жизни проходит онлайн или с использованием каких-либо цифровых устройств (на работе, дома, в транспорте и других общественных местах).
Для учителя важным и приоритетным в условиях дистанционного обучения стала цифровая грамотность. Что же это такое? Это базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку (не только ИТ-специалисту) для того, чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач. Какие это могут быть задачи? Мы сегодня говорим о дистанционном обучении. Здесь, например, речь идет о работе на компьютере (создании презентаций, текстовых документов и электронных таблиц); о пользовании сервисами по онлайн-образованию; об общении в социальных сетях, мессенджерах. И это лишь малая доля задач, в которых задействуется наша цифровая грамотность. На начало дистанционного обучения в школах, больше учиться пользоваться гаджетами и интернет-сервисами пришлось учителям. Так как дети с их гибким мышлением ориентируются в интернетном пространстве лучше.
Хочу вам представить три ключевых аспекта цифровой грамотности:
1. Цифровое потребление? В широком смысле это использование различных цифровых ресурсов, а также наличие базовых знаний и навыков компьютерной грамотности. Цифровое потребление возникает в тот момент, когда вы хотите решить какую-то свою задачу и используете для этого технологии. Предлагаю рассмотреть этот аспект цифровой грамотности на конкретном примере. Например, вы хотите прочитать сегодняшние новости о дистанционном обучении. И решаете, что будете читать их не в газете, а, допустим, на сайте Департамента образования или вообще решите посмотреть видео на сайте новостей. Вот тут и рождается ваше цифровое потребление.
2. Цифровые компетенции. Здесь речь идет не просто о пользовании, а о навыках и умениях уверенно и эффективно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни. Опять же рассмотрим на примере. Вам нужно сделать совместный документ с вашими коллегами. Допустим, презентацию. Вы знаете, что для создания презентаций есть несколько программ и сервисов. Например, вы можете сделать презентацию на своем компьютере в программе Power Point и отправить документ коллегам на корректировку. И продолжить отправлять этот документ друг другу, пока не финализируете его. Но на это уйдет достаточно много времени. Есть другой вариант, вы можете встретиться и сделать эту презентацию вместе на одном компьютере. Но как быть, если действует период самоизоляции? Третий вариант, воспользоваться онлайн-сервисом, который позволяет редактировать презентацию онлайн. Этот вариант более эффективен, поскольку вам не нужно тратить время на пересылку презентации друг другу, а также находиться в одном пространстве. Вот такая возможность проанализировать все возможные варианты использования цифровых технологий, которые могут помочь в решении вашей задачи, и выбрать наиболее эффективный и считается цифровой компетенцией.
3. Цифровая безопасность? Сочетание всех тех инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире. Также к навыкам цифровой безопасности относятся: способность защиты своих персональных данных, навыки распознавания фишинговых сайтов и сообщений, способность защиты аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах.
Почему важно участвовать в новшествах, предлагаемых нам и уделять внимание своей цифровой грамотности? В начале я уже говорила, что цифровая грамотность нужна практически всем гражданам, но не совсем четко объяснила, почему это настолько важно. Дело в том, что цифровые технологии и интернет-сервисы не только стали неотъемлемой частью нашей жизни, но еще они очень динамичны. Особенно в рамках становления и развития в России цифрового дистанционного образования. Цифровой мир постоянно меняется и разрастается, а вместе с тем вынуждает меняться и нас. Развитие цифровых компетенций в первую очередь нужно нам, чтобы комфортно, эффективно и безопасно решать свои задачи (ведь некоторые задачи уже сейчас можно решить только с использованием технологий). И, что не менее важно, нужно постоянно повышать свою цифровую грамотность, чтобы оставаться востребованными на работе. И здесь речь даже не о возможной замене роботами, а в том, чтобы оставаться компетентным специалистом, который готов мыслить гибко и быстро обучаться новым необходимым навыкам.
Своей цифровой грамотности я бы поставила удовлетворительную оценку, потому что сначала отвергаю навязанные временем условия. Но потом принимаю, стараюсь учиться, развиваться и идти в ногу со временем. В своей работе много лет использую онлайн-платформу Учи.ру. До дистанционного обучения использовала её неэффективно. Создавала класс, дети самостоятельно, по своему желанию выполняли задания по представленным образовательным курсам по основным школьным предметам:
● для начальной школы — математика, русский и английский языки, окружающий мир. Участвовали в олимпиадах и образовательных марафонах.
Сейчас, в рамках дистанта, стала подробно изучать возможности этой платформы. Для ученика это цифровое пространство для получения знаний, для родителя - это доступ к статистике успеваемости и активности ребенка на платформе. Для учителя – это огромная библиотека заданий по математике, русскому и английскому языкам, окружающему миру для начальной школы, есть специальный курс по подготовке к ВПР. Всё это позволяет оптимизировать процессы и улучшить качество образовательной деятельности. Платформа Учи.ру даёт широкие возможности для организации дистанционного обучения, которое в настоящее время становится все более актуальным для школьных педагогов. Бесплатные сервисы Учи.ру: интерактивные задания, видеоуроки с классом, домашние и проверочные работы.
Сервис «Виртуальный класс» помогает проводить онлайн-уроки для целого класса (у меня максимальное количество учеников, вышедших на урок 22). В нём собраны наиболее необходимые для дистанционного взаимодействия инструменты: видеосвязь, чат с классом, функция устного опроса участников «Поднять руку», виртуальная доска с указкой и маркером, демонстрация экрана и собственных файлов.
Сервис «Домашнее задание» позволяет учителю составить работу на дом для всего класса или отдельных учеников, чтобы найти индивидуальный подход к каждому. Педагог может посмотреть подробную статистику по каждому учащемуся и классу в целом, поставить ограничения по срокам выполнения. Автоматическая проверка снижает нагрузку на учителя.
В разделе «Материалы для учителей» собраны подборки карточек в соответствии с темами календарно-тематического планирования, а также презентации и видеоуроки, которые Вы можете использовать для объяснения нового материала.
Сервис «Проверочная работа» содержит более 150 готовых проверочных работ, в том числе для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Есть графа с рекомендованной оценкой по итогам автоматической проверки, чтобы её можно было сразу же выставить в журнал. Этот сервис освобождает Вас от необходимости проверять несколько десятков работ и тратить на это время.
Главная проблема, которая возникает у человека, который хочет развить свои цифровые компетенции — это непонимание, что это и где этому научиться, ведь этому не учат в школах и университетах (за исключением нескольких). Поэтому главным инструментом для обучения сейчас выступают онлайн- и офлайн-курсы по отдельным аспектам цифровой грамотности. Сегодня все еще остается «сарафанное радио», но и оно работает недостаточно эффективно. На сайте Учи.ру я прошла два бесплатных курса, связанных с цифровой грамотностью. Призываю вас не только повышать свою цифровую грамотность, но и делиться этими знаниями со своими коллегами, чтобы они так же, как и вы не только не боялись пользоваться цифровыми технологиями и интернет-сервисами, но и делали это максимально эффективно и безопасно для себя.
Машошина Е.С. Цифровая грамотность учителя: вызов дистанционному обучению // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
Сегодня все мы окружены огромным количеством гаджетов и интернет-сервисов, которые призваны упростить нашу жизнь и сделать ее эффективнее. Огромная часть нашей жизни проходит онлайн или с использованием каких-либо цифровых устройств (на работе, дома, в транспорте и других общественных местах).
Для учителя важным и приоритетным в условиях дистанционного обучения стала цифровая грамотность. Что же это такое? Это базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку (не только ИТ-специалисту) для того, чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач. Какие это могут быть задачи? Мы сегодня говорим о дистанционном обучении. Здесь, например, речь идет о работе на компьютере (создании презентаций, текстовых документов и электронных таблиц); о пользовании сервисами по онлайн-образованию; об общении в социальных сетях, мессенджерах. И это лишь малая доля задач, в которых задействуется наша цифровая грамотность. На начало дистанционного обучения в школах, больше учиться пользоваться гаджетами и интернет-сервисами пришлось учителям. Так как дети с их гибким мышлением ориентируются в интернетном пространстве лучше.
Хочу вам представить три ключевых аспекта цифровой грамотности:
1. Цифровое потребление? В широком смысле это использование различных цифровых ресурсов, а также наличие базовых знаний и навыков компьютерной грамотности. Цифровое потребление возникает в тот момент, когда вы хотите решить какую-то свою задачу и используете для этого технологии. Предлагаю рассмотреть этот аспект цифровой грамотности на конкретном примере. Например, вы хотите прочитать сегодняшние новости о дистанционном обучении. И решаете, что будете читать их не в газете, а, допустим, на сайте Департамента образования или вообще решите посмотреть видео на сайте новостей. Вот тут и рождается ваше цифровое потребление.
2. Цифровые компетенции. Здесь речь идет не просто о пользовании, а о навыках и умениях уверенно и эффективно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни. Опять же рассмотрим на примере. Вам нужно сделать совместный документ с вашими коллегами. Допустим, презентацию. Вы знаете, что для создания презентаций есть несколько программ и сервисов. Например, вы можете сделать презентацию на своем компьютере в программе Power Point и отправить документ коллегам на корректировку. И продолжить отправлять этот документ друг другу, пока не финализируете его. Но на это уйдет достаточно много времени. Есть другой вариант, вы можете встретиться и сделать эту презентацию вместе на одном компьютере. Но как быть, если действует период самоизоляции? Третий вариант, воспользоваться онлайн-сервисом, который позволяет редактировать презентацию онлайн. Этот вариант более эффективен, поскольку вам не нужно тратить время на пересылку презентации друг другу, а также находиться в одном пространстве. Вот такая возможность проанализировать все возможные варианты использования цифровых технологий, которые могут помочь в решении вашей задачи, и выбрать наиболее эффективный и считается цифровой компетенцией.
3. Цифровая безопасность? Сочетание всех тех инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире. Также к навыкам цифровой безопасности относятся: способность защиты своих персональных данных, навыки распознавания фишинговых сайтов и сообщений, способность защиты аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах.
Почему важно участвовать в новшествах, предлагаемых нам и уделять внимание своей цифровой грамотности? В начале я уже говорила, что цифровая грамотность нужна практически всем гражданам, но не совсем четко объяснила, почему это настолько важно. Дело в том, что цифровые технологии и интернет-сервисы не только стали неотъемлемой частью нашей жизни, но еще они очень динамичны. Особенно в рамках становления и развития в России цифрового дистанционного образования. Цифровой мир постоянно меняется и разрастается, а вместе с тем вынуждает меняться и нас. Развитие цифровых компетенций в первую очередь нужно нам, чтобы комфортно, эффективно и безопасно решать свои задачи (ведь некоторые задачи уже сейчас можно решить только с использованием технологий). И, что не менее важно, нужно постоянно повышать свою цифровую грамотность, чтобы оставаться востребованными на работе. И здесь речь даже не о возможной замене роботами, а в том, чтобы оставаться компетентным специалистом, который готов мыслить гибко и быстро обучаться новым необходимым навыкам.
Своей цифровой грамотности я бы поставила удовлетворительную оценку, потому что сначала отвергаю навязанные временем условия. Но потом принимаю, стараюсь учиться, развиваться и идти в ногу со временем. В своей работе много лет использую онлайн-платформу Учи.ру. До дистанционного обучения использовала её неэффективно. Создавала класс, дети самостоятельно, по своему желанию выполняли задания по представленным образовательным курсам по основным школьным предметам:
● для начальной школы — математика, русский и английский языки, окружающий мир. Участвовали в олимпиадах и образовательных марафонах.
Сейчас, в рамках дистанта, стала подробно изучать возможности этой платформы. Для ученика это цифровое пространство для получения знаний, для родителя - это доступ к статистике успеваемости и активности ребенка на платформе. Для учителя – это огромная библиотека заданий по математике, русскому и английскому языкам, окружающему миру для начальной школы, есть специальный курс по подготовке к ВПР. Всё это позволяет оптимизировать процессы и улучшить качество образовательной деятельности. Платформа Учи.ру даёт широкие возможности для организации дистанционного обучения, которое в настоящее время становится все более актуальным для школьных педагогов. Бесплатные сервисы Учи.ру: интерактивные задания, видеоуроки с классом, домашние и проверочные работы.
Сервис «Виртуальный класс» помогает проводить онлайн-уроки для целого класса (у меня максимальное количество учеников, вышедших на урок 22). В нём собраны наиболее необходимые для дистанционного взаимодействия инструменты: видеосвязь, чат с классом, функция устного опроса участников «Поднять руку», виртуальная доска с указкой и маркером, демонстрация экрана и собственных файлов.
Сервис «Домашнее задание» позволяет учителю составить работу на дом для всего класса или отдельных учеников, чтобы найти индивидуальный подход к каждому. Педагог может посмотреть подробную статистику по каждому учащемуся и классу в целом, поставить ограничения по срокам выполнения. Автоматическая проверка снижает нагрузку на учителя.
В разделе «Материалы для учителей» собраны подборки карточек в соответствии с темами календарно-тематического планирования, а также презентации и видеоуроки, которые Вы можете использовать для объяснения нового материала.
Сервис «Проверочная работа» содержит более 150 готовых проверочных работ, в том числе для подготовки к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Есть графа с рекомендованной оценкой по итогам автоматической проверки, чтобы её можно было сразу же выставить в журнал. Этот сервис освобождает Вас от необходимости проверять несколько десятков работ и тратить на это время.
Главная проблема, которая возникает у человека, который хочет развить свои цифровые компетенции — это непонимание, что это и где этому научиться, ведь этому не учат в школах и университетах (за исключением нескольких). Поэтому главным инструментом для обучения сейчас выступают онлайн- и офлайн-курсы по отдельным аспектам цифровой грамотности. Сегодня все еще остается «сарафанное радио», но и оно работает недостаточно эффективно. На сайте Учи.ру я прошла два бесплатных курса, связанных с цифровой грамотностью. Призываю вас не только повышать свою цифровую грамотность, но и делиться этими знаниями со своими коллегами, чтобы они так же, как и вы не только не боялись пользоваться цифровыми технологиями и интернет-сервисами, но и делали это максимально эффективно и безопасно для себя.