Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Балашова И.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Библиографическое описание:
Балашова И.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.

Пояснительная записка

Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку с ОВЗ представление о технологическом процессе, как совокупности правил, требований; даёт возможность овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребёнка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.

Рабочая программа разработана на основе следующей литературы:

- Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребёнка»;

- М. Стейнберг «Смастерим из бумаги. Складывание»;

- Е.Черенкова «Оригами для малышей»;

- сайт http://stranamasterov.ru/.

Составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ.

Срок реализации программы - 4 года.

undefined

-ознакомление с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;

-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Общая характеристика курса

undefined

Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

-знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;

-овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой;

-знакомятся со свойствами бумаги;

-учатся преимущественно конструкторской деятельности;

-знакомятся с природой и использованием её богатства человеком.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, математики, литературного чтения.

Программа рассчитана на обучения детей с ОВЗ в начальной школе с 1 по 4 класс. Возраст учащихся 7-11лет. На реализацию программы отводится в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год, со 2 по 4 класс 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физкультминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математики, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, так как музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают своё рабочее место за партами.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Овладение технологическими приёмами ручной обработки бумаги.

Усвоение правил техники безопасности.

Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.

Тематический план

1 класс

1.Знакомство с оригами – 1 ч.

2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.

3. Закрепление знаний – 3 ч.

Всего – 33 ч.

2 класс

1.Диагностика – 1 ч.

2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.

3. Закрепление знаний – 4 ч.

Всего – 34 ч.

3 класс

1.Диагностика – 2 ч.

2. Модульное оригами - 28 ч.

3. Закрепление знаний – 4 ч.

Всего – 34 ч.

4 класс

1.Диагностика – 1 ч.

2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.

3. Закрепление знаний – 4 ч.

Всего – 34 ч.

Формы организации учебных занятий и видов деятельности

В процессе занятий используются различные формы занятий: комбинированные и практические занятия, конкурсы, проекты.

Виды и формы контроля:

Видами контроля являются:

-текущий – оценивание работ каждого обучающегося на каждом занятии;

-периодический (тематический) – создание коллективного или индивидуального проекта;

- итоговый – викторина, отчётные выставки лучших творческих работ, самоконтроль.

Коллективные формы работы могут быть разными:

-работа по группам;

-индивидуально-коллективная работа, когда каждый обучающийся выполняет свою часть для общего изделия.