Библиографическое описание:
Балашова И.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.
Пояснительная записка
Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку с ОВЗ представление о технологическом процессе, как совокупности правил, требований; даёт возможность овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребёнка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.
Рабочая программа разработана на основе следующей литературы:
- Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребёнка»;
- М. Стейнберг «Смастерим из бумаги. Складывание»;
- Е.Черенкова «Оригами для малышей»;
- сайт http://stranamasterov.ru/.
Составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ.
Срок реализации программы - 4 года.
undefined
-ознакомление с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Общая характеристика курса
undefined
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
-знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
-овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой;
-знакомятся со свойствами бумаги;
-учатся преимущественно конструкторской деятельности;
-знакомятся с природой и использованием её богатства человеком.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, математики, литературного чтения.
Программа рассчитана на обучения детей с ОВЗ в начальной школе с 1 по 4 класс. Возраст учащихся 7-11лет. На реализацию программы отводится в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год, со 2 по 4 класс 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физкультминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математики, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, так как музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают своё рабочее место за партами.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
Овладение технологическими приёмами ручной обработки бумаги.
Усвоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
Тематический план
1 класс
1.Знакомство с оригами – 1 ч.
2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.
3. Закрепление знаний – 3 ч.
Всего – 33 ч.
2 класс
1.Диагностика – 1 ч.
2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.
3. Закрепление знаний – 4 ч.
Всего – 34 ч.
3 класс
1.Диагностика – 2 ч.
2. Модульное оригами - 28 ч.
3. Закрепление знаний – 4 ч.
Всего – 34 ч.
4 класс
1.Диагностика – 1 ч.
2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.
3. Закрепление знаний – 4 ч.
Всего – 34 ч.
Формы организации учебных занятий и видов деятельности
В процессе занятий используются различные формы занятий: комбинированные и практические занятия, конкурсы, проекты.
Виды и формы контроля:
Видами контроля являются:
-текущий – оценивание работ каждого обучающегося на каждом занятии;
-периодический (тематический) – создание коллективного или индивидуального проекта;
- итоговый – викторина, отчётные выставки лучших творческих работ, самоконтроль.
Коллективные формы работы могут быть разными:
-работа по группам;
-индивидуально-коллективная работа, когда каждый обучающийся выполняет свою часть для общего изделия.
Балашова И.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.
Пояснительная записка
Курс «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку с ОВЗ представление о технологическом процессе, как совокупности правил, требований; даёт возможность овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего развития ребёнка: формирование способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных навыков.
Рабочая программа разработана на основе следующей литературы:
- Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребёнка»;
- М. Стейнберг «Смастерим из бумаги. Складывание»;
- Е.Черенкова «Оригами для малышей»;
- сайт http://stranamasterov.ru/.
Составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ.
Срок реализации программы - 4 года.
undefined
-ознакомление с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Общая характеристика курса
undefined
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
-знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
-овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой;
-знакомятся со свойствами бумаги;
-учатся преимущественно конструкторской деятельности;
-знакомятся с природой и использованием её богатства человеком.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, математики, литературного чтения.
Программа рассчитана на обучения детей с ОВЗ в начальной школе с 1 по 4 класс. Возраст учащихся 7-11лет. На реализацию программы отводится в 1 классе 1 час в неделю, всего 33 часа в год, со 2 по 4 класс 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут с обязательным применением физкультминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математики, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, так как музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают своё рабочее место за партами.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасную и здоровую трудовую деятельность.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог;
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
Овладение технологическими приёмами ручной обработки бумаги.
Усвоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских) и организационных задач.
Тематический план
1 класс
1.Знакомство с оригами – 1 ч.
2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.
3. Закрепление знаний – 3 ч.
Всего – 33 ч.
2 класс
1.Диагностика – 1 ч.
2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.
3. Закрепление знаний – 4 ч.
Всего – 34 ч.
3 класс
1.Диагностика – 2 ч.
2. Модульное оригами - 28 ч.
3. Закрепление знаний – 4 ч.
Всего – 34 ч.
4 класс
1.Диагностика – 1 ч.
2. Базовые формы техники «Оригами» - 29 ч.
3. Закрепление знаний – 4 ч.
Всего – 34 ч.
Формы организации учебных занятий и видов деятельности
В процессе занятий используются различные формы занятий: комбинированные и практические занятия, конкурсы, проекты.
Виды и формы контроля:
Видами контроля являются:
-текущий – оценивание работ каждого обучающегося на каждом занятии;
-периодический (тематический) – создание коллективного или индивидуального проекта;
- итоговый – викторина, отчётные выставки лучших творческих работ, самоконтроль.
Коллективные формы работы могут быть разными:
-работа по группам;
-индивидуально-коллективная работа, когда каждый обучающийся выполняет свою часть для общего изделия.