Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Потоцкая Светлана Петровна,
воспитатель,
Лынова Альфия Алиевна,
воспитатель,
МОУ Детский сад № 279
город Волгоград
Использование малых форм русского народного фольклора в развитии детей раннего возраста
Благополучие любого общества в немалой степени зависит от состояния здоровья детей. К сожалению, дети, рожденные в XXI веке, не отличаются крепким здоровьем и выносливостью нервной системы. Они подвержены неблагоприятным влияниям окружающей среды и стрессам, но от этих факторов у детей не существует иммунной защиты. И негативно воздействующие социальные условия жизни могут свести на нет огромные потенциальные возможности, дарованные ребенку от природы. Оздоровление детей с первых лет жизни остается задачей первостепенной значимости, по - прежнему актуальной.
Если иметь в виду маленького ребенка, то физическое здоровье – это его соматическое состояние; душевное – эмоциональный настрой, формирующий у малыша радостное восприятие мира, чувство защищенности, доверие к окружающему; духовное – познавательное развитие на основе интереса к окружающему миру. Можно сказать, что здоровье являет собой интегрированное выражение динамической совокупности физических, душевных и духовных сил. Здоровый образ жизни должен быть задан той средой, в которой живет малыш – как в семье, так и в детском учреждении.
Сохранить здоровье и интеллект нации – главная задача, в решении которой проблема воспитания и развития детей раннего возраста в условиях семьи и детского учреждения рассматривается как государственная. Она отражена в Федеральных Государственных стандартах к структуре основной общеобразовательной программы по дошкольному образованию. Одной из задач по укреплению и сохранению здоровья детей является формирование предпосылок к здоровому образу жизни. У детей третьего года жизни они отсутствуют. Что же включают в себя данные предпосылки? Это, прежде всего: рациональное сбалансированное питание, культурно – гигиенические навыки, правильный режим дня, эмоциональное благополучие.
Детей раннего возраста характеризуют наглядно-действенное мышление, кратковременная память, эмоциональная отзывчивость, активное развитие всех анализаторов, формирование основ межличностных взаимоотношений. Этим особенностям психического развития детей наиболее полно соответствуют произведения русского народного фольклора.
Малым формам фольклора свойственны: простота изложения, несложный сюжет, запоминающиеся яркие образы, четкий ритм, звукоподражание, быстрое запоминание. Это делает его доступным для понимания и освоения детьми. Русское народное творчество включает в себя большое количество жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, поговорки, заклички, сказки, загадки, пословицы и поговорки, хороводные игры с проговариванием текста и пр. для которых характерны: простота изложения, несложный сюжет, запоминающиеся яркие образы, четкий ритм, звукоподражание, быстрое запоминание.
На протяжении последних трех лет мы стали применять произведения русского народного фольклора при организации педагогического процесса по физическому развитию детей. Постоянное и систематическое использование малых форм фольклора при организации режимных моментов позволило ускорить процесс овладения детьми культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, что является одной из основ здорового образа жизни.
Они развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, т.е. вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира. Это помогает избежать нервных стрессов, снимает мышечную и мыслительную нагрузку, а значит, укрепляет здоровье ребенка.
Очень важным для здоровья детей является состояние сердечно - сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Из этого следует, что вся система физического воспитания в детском саду должна быть, прежде всего, ориентирована на развитие и совершенствование этих систем организма. Основным же средством развития сердечно – сосудистой, дыхательной иммунной систем являются движения.
Через движение ребенок познает мир, совершенствуется моторный аппарат, регулирует процессы обмена, причем для того чтобы подобная деятельность была успешна, ее необходимо сопровождать радостной зрительной и слуховой стимуляцией. Все детские русские народные игры являются логоритмическими (ритмичное движение сопровождается напевом) тем самым удовлетворяется естественная потребность ребенка в активном движении.
Если посмотреть на весь русский народный фольклор для детей, то можно увидеть, что народ закодировал в нем целый комплекс упражнений, целью которых является вырастить ребенка здоровым. В фольклоре можно найти элементы детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Эти игровые упражнения мы используем как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы применяем потешки, связанные с определенным режимным моментом.
Например, во время умывания приговариваем:
Водичка, водичка,
умой мое личико…,
при расчесывании:
Расти, коса, до пояса
не вырони ни волоса…,
во время приема пищи:
Умница, Катенька,
ешь кашку сладеньку…
перед выходом на прогулку сначала надо одеться, чтобы ребенок мог это сделать самостоятельно и справиться с трудностями мы сопровождаем эту деятельность потешками, приговорками, например:
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки…
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбираем такие потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий
Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях мы стараемся ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит, например:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка…
Таким образом, в малых формах русского народного фольклора дается образец поведения, первые представления о том, что хорошо и, что такое плохо, а освоение этих норм поведения превращается в игру и незаметно для ребенка у него формируются основы здорового образа жизни.
Общаясь с детьми, педагог должен быть артистичен, обладать определенными знаниями лучших образцов русского народного творчества, речь его должна быть эмоционально окрашена и выразительна. Изучив накопленный в этом направлении опыт других педагогов, мы подобрали необходимый дидактический материал, создали картотеку игр и стихов для различных режимных моментов и игр, разработали конспекты непосредственной образовательной деятельности с использованием русского народного фольклора. Опыт нашей работы обсуждался на методических мероприятиях ДОУ: круглых столах, создали презентацию «Устное народное творчество в физическом воспитании детей раннего возраста».
Неоспоримым фактом остается то, что эффективности и результата можно достигнуть только при правильно организованной развивающей предметно - игровой среде. Во всех образовательных зонах подобраны игрушки, отражающие сюжеты русского народного фольклора. Это, способствует запоминанию текста, развитию речи, движений и вызывает у детей хорошее настроение. Так, в зоне познавательно – речевого развития дети могут рассмотреть картинки, иллюстрации, поиграть игрушками, отражающими персонажей этих произведений. В зоне физического развития находятся игрушки –лошадки – качалки, расписанные в стиле дымковской и городецкой игрушки, мячи с изображениями героев русских народных сказок и др. Все это помогает повысить интерес детей и закрепить представления об определенных правилах и нормах поведения детей.
Современная педагогика утверждает: для ребенка наиболее полезным может быть интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную его формы. Поэтому остается важным привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе. Для оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию детей с использованием малых форм русского народного фольклора проделана следующая работа:
- Проведено тематическое собрание «Малые формы фольклора в воспитании детей раннего возраста»;
- Мониторинг детского здоровья;
- Разработаны рекомендации по организации жизнедеятельности ребенка в выходные дни;
- Оформлены информационные стенды «Традиции русской народной педагогики», проведены:
- тематические консультации:
«Фольклор в физическом воспитании и в повседневной жизни»,
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»;
- открытые мероприятия с участием родителей;
- мастер – класс по приготовлению здоровой пищи;
- организованы физкультурные досуги и праздники;
- подобрана библиотечка со специальной литературой;
- создана картотека подвижных игр.
Результатом проделанной работы у детей - стала быстрая адаптация к ДОУ, снижение заболеваемости, проявление устойчивого интереса к малым формам фольклора; у родителей – знания что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить его здоровье и его полноценное развитие.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование малых форм русского народного фольклора во многом помогает реализовать задачи по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.         Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.,1995.- 78с.
2.         Павлова Л.Н., Сотникова В. Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования. М.:ОБРУЧ, 2013.- 208с.
3.         Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. - М.;ТЦ СФЕРА,2006.- 96с
4.         Здоровье дошкольника №5, 2012., Капельки здоровья.