преподаватель обществознания,
ГПОАУ «Амурский колледж
сервиса и торговли»
отделение 4
г.Белогорск,
Амурская область
КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
В настоящие время все чаще наблюдается отсутствие нравственного поведения в молодежной среде, в связи с этим приоритет в образовании отдается воспитанию, как значимой составляющей педагогической деятельности.
В связи с этим рассмотрения вопроса нравственного воспитания подростков является актуальным, так как разработка и реализация воспитательных программ, положительно влияет на воспитательный процесс, и зависит от четкой организации воспитывающий среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
Цель исследовательской работы: выявить взаимосвязь влияния коллективно-творческой деятельности на формирование нравственного поведения подростков, в рамках реализации Концепции преподавания дисциплины «Обществознание».
Из истории становление нравственности в обществе известно, что на сегодня Во всем мире наблюдается существенное падение нравственности общества которое можно объяснить развитием различных идеологий
В последнее время духовная сфера в жизни общества сравнительно очень обеднела, это связано по мнению большинства исследователей с экономическими, идеологическими и политическими проблемами, люди забыли о том, что существует такое понятие как нравственность. В вечной гонке за материальными ценностями человек перестал задумываться о моральных принципах и внутреннем самосовершенствовании, стал игнорировать этическую сторону своих принципов.
Задачи социального становления личности молодого человека являются весьма важными для государства, особенно в период, когда формируется социальный опыт подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того на сколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития общества в целом.
Поэтому в 2018 году МинПросвещение России вводит в образовательную систему Концепцию преподавания дисциплины «Обществознание» которая как учебный предмет непосредственно изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений.
Обществознание призвано сформировать у обучающегося целостную картину современного общества как сложной динамичной открытой системы, представления о разных гранях социальной жизни, понимание своего места в российском обществе и семьи как важнейшего социального института, а также способствовать освоению типичных социальных ролей, формированию правовой культуры, антикоррупционного поведения. Обучающийся должен усвоить, что такое мораль, нравственные и общественные ценности, культура и религия, гражданственность и патриотизм, воспитать в себе уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе.
Главной целью преподавания и изучения обществознания является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.
Достижение этой цели должно осуществляться путем системной интеграции процессов освоения содержания обществознания на разных этапах изучения учебного предмета и процессов воспитания и социализации обучающегося, формирования у него целостного мировоззрения на основе исторически сложившихся духовно-нравственных традиций российского общества.
Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.
Методы преподавания и изучения обществознания должны основываться на системно-деятельностном подходе, обеспечивать формирование способности практического применения полученных знаний.
Таким методам соответствуют коллективно-творческих дела разработанные Ивановым Игорем Петровичем в 1960 годы
Цель КТД: воспитать социально активную творческую личность, способную внести вклад в построение правового демократического общества. Основными задачами КТД являются: формирование и развитие коллектива; развитие личности, способностей, индивидуальности; развитие творчества как коллективного, так и индивидуального.
Среди КТД можно выделить три типа: КТД, проводимые для других, для кого-то; КТД, проводимые для самого коллектива или для отдельных его членов (создать для них ситуацию успеха); КТД, проведение которых приносит пользу другим и самому коллективу.
Для наиболее полноценного развития коллектива необходимо сочетание всех этих типов. И.П. Иванов выделял виды КТД по общественно практической направленности, которая выступает на первый план.
Виды КТД (по видам воспитательной работы): общественно-политические; трудовые и экологические; познавательные; художественно-эстетические; спортивные; организаторские.
Алгоритм организации и проведения КТД представлен в Таблице 1 Приложение А
Для реализации целей преподаваемой дисциплины, в начале 2017-2018 учебного года, были организованы кружки «Этика» для студентов первых курсов и «PR- Менеджмент» для студентов старше 18 лет.
Главной целью кружка «Этика» является воспитание грамотной культурной личности, приобщение студентов к нравственным ценностям и нормам человеческих отношений, которые вырабатывались веками — дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Основными задачами кружка «Этика» является: развить коммуникативные качества личности; сформировать навыки культуры поведения; воспитать уважительное отношение к себе и окружающим; нравственное развитие.
Главной целью кружка «PR- Менеджмент» является ознакомление студентов выпускников, с новыми эффективными идеями и различными технологиями в области развития общественных связей, способами поддержки государственного управления, местного самоуправления, деловой сферы и предпринимательства, реализации отдельных PR-проектов и широкомасштабных программ.
В первый год студенты, знакомились с основными задачами, изучали теорию, индивидуально формировали темы выступлений на классных часах по вопросам реализации целей кружков.
За период с февраля по июнь 2018 года участнику кружков приняли участие в различных мероприятиях колледжа, города, района и страны. Результаты победителей конкурсов вдохновили остальных студентов на достижение результатов и стремление к саморазвитию.
Ярким достижением кружка «PR- Менеджмент» стала Дедикова Анастасия Владимировна, принявшая участие в «реализации проекта «Пространство развития»: вовлечение молодежи в социально полезную деятельность в малых городах и поселениях через формирование проектных команд в 2018 году». Анастасия прошла конкурс и попала в 100 отборных ребят и посетила Форум «Пространство развития», который проходил в Москве.
Участники кружков с Общероссийским общественным движением «Корпус «За чистые выборы» приняли участие в лице наблюдателей на выборах Президента РФ 18 марта 2018 года.
Сопровождали «Бессмертный полк» во время празднования «Дня победы», раздавали «Солдатскую кашу». Принимали участие в уборке территории социального дома пожилых лиц оставшихся без попечительства.
Во время празднования «Дня России», радовали граждан города Белогорск, находясь среди толпы с флагами страны и города.
Программа кружка на период 2019-2020 года ориентирована на поиск новых идей реализации основных задач дисциплины. Усиливаем исследовательскую работу и участники кружка принимают участие во внутренней Конференции отделения 4, занимают призовые места с идеями Ходотчук Алина под руководством Южаниной С.А. – идея кружка театрального мастерства в освоении культуры речи, Анторенко Юля – идея Студенческого патруля, Романова Елизавета – идея социальное обеспечение инвалидов.
В связи с пандемией реализовать идеи в новом 2020-2021 учебном году нам не удалось, так как большинство кружков было упразднено, в том числе и «ПР-менеджмент».
Работа Анторенко Юлии в 2021 году приняла участие Заочном этапе Всероссийского Конкурса "Инициативы, развивающие местное самоуправление", работу пригласили на Очный тур.
На сегодня стоит вопрос об организации новой формы КТД для реализации цели и задач преподавания дисциплины «Обществознания», и формирования новых методов воспитания нравственности и морали среди молодого поколения. Был проведен анализ литературных источников, определены вопросы и проведен опрос студентов по специальности 40.02.01Право и организация социального обеспечения, были задействованы студенты 1 и 2 курса, в ходе опроса были заданы следующие вопросы и получены на них ответы:
1. Какие из видов коллективно-трудовой деятельности вам знакомы?
Из 62 опрошенных о существовании общественно-политических и спортивных известно 37 студентам, трудовые 32, художественно-эстетические и организаторские 22, познавательные -11
2. Выбери разновидность трудовой КТД понравившуюся тебе:
Предпочтение отдано подарок далеким друзьям – 31 студент, десант трудовой – 21, атака трудовая - 15
3. Выбери разновидности Художественной КТД:
По данному виду КТД студенты предпочитают Концерт- 41, Кукольный театр и Литературно-художественные конкурсы – 22, Эстафета любимых занятий -14 и Турнир знатоков поэзии - 11
4. Выбери разновидность Спортивной КТД понравившейся тебе
Анализ спортивного КТД говорит о том, что наши студенты очень ходят ходить в спортивный поход – 37, играть в веселые спартакиады - 16, зарницу -16, и принимать участие в спартакиаде народных игр -15
5. Выбери разновидность Общественно-политической КТД понравившейся тебе
Ну а в общественно политической КТД отдают предпочтение отвечать в опросе общественного мнения – 25, беседовать за круглым столом – 24, готовы поучаствовать в аукционе идей – 18, принимать участие в политических дебатах – 15, и в отправится в агитпоход – 12 студентов, которых можно отнести к группе риска, так как такие желания приводят к организации митингов различной формы деятельности.
Анализируя данный опрос я сделала следующий вывод, что студенты обучающиеся по специальности 40.02.01 отдают предпочтение Общественно-политическим и спортивным формам КТД из них выявлен яркий интерес к спортивным походам и участию в опросе общественного мнения, участие в художественно-эстетическом КТД в форме концерта и литературно-художественных конкурсах. Анализ трудового КТД говорит о желании творить. В общем складывается картина на сегодня, что студенты обучающиеся у нас стремятся реализовать себя и ищут способы и методы, наша главная задачи организация доступных форм КТД в результате чего будут реализованы главные цели как Концепции преподавания дисциплины, так и общего воспитания нравственности, ибо занятость стимулирует людей проявлять свои лучшие качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные правила нравственности в современном обществе безрассудно забыты, представления о нем размыто. Молодое поколение не стремится ровняться на примеры прошлого, так как они выросли совершенно в другой среде, и общество диктовало им совершенно другие правила становления. Подростки с нуля познают постулаты нравственности и доходят до их понимания методом проб и ошибок.
В современном обществе формирование нравственности подростков становится уделом государственного влияния, но все забыли о том, что из глубины веков именно государственное устройство диктовало нравственные нормы поведения в обществе. Как можно требовать от граждан страны того, чего правитель не может сделать сам.
В рамках преподавания дисциплины «Обществознание», весомый удел приходится на воспитание морали, нравственных и общественных ценностей, культуру и религию, гражданственность и патриотизм, уважение к людям и самому себе, бережное отношение к природе
В результате анализа проведенной работы в период с 2017-2021 год, вывод, что ребята, активно принимают участие в общественно-политических, художественно-эстетических, спортивных КТД, именного занятость ребят, коллективная работа и ответственность формирует основы нравственного поведения.
Поэтому основная задача на сегодня, это разработка новой формы КТД, на следующий учебный год.