Библиографическое описание:
Минина О.М. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ЧАСТЬ 1) // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.
Современное общество сегодня нуждается не только в грамотных, но и духовно развитых гражданах. Формирование нравственной, эстетической, духовной культуры подрастающего поколения осуществляется благодаря урокам искусства в общеобразовательной школе, занятиям в детских школах искусств, кружках и студиях.
В процессе художественного образования и эстетического воспитания дети приобретают первые творческие впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Исследования педагогов и психологов показывают, что детям необходимо давать знания обо всех жанрах и видах изобразительного искусства, но натюрморт можно считать первым, «начальным» жанром живописи, с которым нужно знакомить детей, в частности младших школьников. Он не только вызывает большой эмоциональный отклик у детей, но помогает изучить на его примере основы изобразительной грамоты, узнать о средствах выразительности в живописи, учит воспринимать красоту изображенных предметов, любоваться ими. На уроках изобразительного искусства в начальных классах натюрморт выступает в качестве замечательного средства для изучения передачи в изобразительном искусстве закономерностей освещенности, формы, цвета материальности и др. Недаром мастера искусства называли натюрморт лабораторией живописи.
Актуальность работы была обусловлена значимостью эстетического воздействия жанра натюрморта на формирование личности младшего школьника, на развитие его художественного вкуса, творческих способностей. Исходя из этого была определена тема данного исследования: «Формирование навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов общеобразовательной школы».
Приступая к выполнению работы, возникла необходимость подробно изучить особенности исторического развития жанра натюрморта, проанализировать лучшие произведения художников в этом жанре изобразительного искусства, познакомиться с теоретическими источниками по данной теме, а также изучить современные научно-методические материалы по применению натюрморта в программных заданиях по ИЗО в общеобразовательной школе.
Выдающиеся ученые в области психологии художественного творчества: А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что развитие творческих способностей учащихся осуществляется в результате воздействия продуманной системы педагогического руководства творческой деятельностью и с учетом их возрастных особенностей.
Как показывает практика, занятия изобразительным искусством изменяет сознание детей, стимулирует творческое развитие личности ребенка, формирует мировоззрение личности. В отечественной художественной педагогике были разработаны методические системы обучения изобразительному искусству. В. С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и другие известные художники-педагоги в программах по изобразительному искусству для общеобразовательной школы отводили важное место изучению жанра «Натюрморт». Чаще всего для изучения натюрморта в школьной программе отводились уроки рисования с натуры.
В данное время в области обучения изобразительному искусству наметилось противоречие между потребностью развития навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов и недостаточно разработанной специальной методикой для освоения этих навыков.
Проблемой исследования, таким образом, является поиск наиболее эффективных методов обучения учащихся начальных классов общеобразовательной школы процессу изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства, формированию у детей навыков реалистического изображения с натуры на примере натюрморта.
Объектом исследования: является процесс обучения изображению натюрморта учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства
Предметом исследования являются формы, приемы и методы обучения младших школьников изображению натюрморта.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства будет успешной, если:
- учитель ознакомит школьников с историческими особенностями развития жанра «Натюрморт», с творчеством известных мастеров искусства в этом жанре;
- в процессе обучения изображению натюрморта будут учитываться возрастные, психолого-педагогические особенности младших школьников;
- процесс обучения детей изображению натюрморта будет основан на наблюдении, художественном восприятии натуры, творческом подходе к решению изобразительных задач в натюрморте;
- учитель будет применять различные приемы, средства, формы и методы обучения, в том числе объяснительно-иллюстративный метод в процессе формирования навыков изображения натюрморта у младших школьников.
Цель работы состоит в изучении форм и методов формирования навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- дать определение понятия «натюрморт», составить примерную классификацию видов натюрмортов;
- проанализировать исторические особенности развития натюрморта,
- изучить творчество выдающихся художников, работавших в этом жанре
- исследовать теоретические и методические основы работы над натюрмортом в общеобразовательной школе;
- разработать и апробировать методику обучения учащихся начальных классов навыкам изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства;
- выполнить творческие работы в жанре «Натюрморт», которые смогут выполнить функцию наглядно-методического пособия по предмету.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- анализ теоретических источников по проблеме исследования;
- изучение творческих работ мастеров искусства в жанре «Натюрморт»;
- изучение и систематизация данных передового педагогического опыта в области изобразительного искусства;
- педагогическое наблюдение;
- анализ учебных и творческих работ учащихся;
- педагогический эксперимент;
- изучение на практике возможностей творческого натюрморта.
Методологической основой исследования выступают основные научные положения художественной педагогики, психологической науки, методики преподавания изобразительного искусства, разработанные Л.С.Выготским, Е.И.Игнатьевым, В.С.Кузиным, Б.М.Неменским, Н.М.Сокольниковой, Н.Н. Ростовцевым.
Материалы методической части работы могут быть использованы в практике работы учителя изобразительного искусства на занятиях в общеобразовательной школе, в детской художественной школе, в кружках и студиях изобразительного искусства.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные формы, приемы, средства и методы обучения по изображению натюрморта позволяет сформировать и закрепить у детей специальные навыки при выполнении заданий по теме «Натюрморт».
Этапы исследования:
На первом этапе была определена тема исследования, обозначена проблема, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, изучена научная литература по проблеме исследования, выполнен анализ учебных программ по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательной школы;
На втором этапе были проведены практические исследования во время педагогической практики. Цель исследований состояла в определении особенностей педагогического руководства изобразительной деятельностью детей.
В результате наблюдений, опроса, констатирующего эксперимента был собран материал, который позволил разработать методические пособия, разработки для проведения уроков по изобразительному искусству с целью развития навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов.
На третьем этапе исследования были проведены уроки по рисованию с натуры натюрморта на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов, подтвердившие выбор наиболее эффективных форм, приемов, методов и средств обучения; выполнен анализ результатов исследования.
I. Жанр натюрморта и его роль в изобразительном искусстве
1.1. Понятие «натюрморт», виды натюрморта
Название «Натюрморт» произошло от французского слова natur - натура и mert –мертвая. Это такой жанр изобразительного искусства, в котором главными героями являются предметы, окружающие человека, неживые вещи – «мертвая натура», картина о мире вещей называется натюрморт.
Натюрморт - это изображение неодушевлённых (чаще всего) предметов и объектов в изобразительном искусстве. Этот жанр очень интересен и разнообразен. Сегодня накоплен огромный опыт в его развитии. Много веков назад художники научились достоверно изображать сущность предметов, передавать их красоту, показывать неповторимые живописные качества.
Натюрморт - это широко распространенный жанр в графике, живописи и даже скульптуре. В чем же состоит отличие натюрморта от других жанров? Что может рассказать художник, изображая неодушевленные вещи? По сравнению с другими жанрами, которым может и необходимо описание, натюрморт более понятен. Основная его функция состоит в том, что его нужно внимательно разглядывать, «погружаться» в него. Он учит понимать жизнь через мир вещей, любоваться их красотой, чувствовать переживания автора. В натюрморте художник не просто изображает предметы, но посредством их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.
Сущность «содержания» натюрморта
- в отношении человека и предмета, в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности» [7, с.56].
К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.
Натюрморт – это, прежде всего, группа предметов, которые тематически организованы, связаны по смыслу, несут в себе определенную идею.
Объекты натюрморта можно разделить на две большие группы: природные предметы (снедь, рыба, цветы, дичь, плоды, и т.д.) и вещи, сделанные руками человека. Природные объекты натюрморта, как правило, недолговечны (в связи с тем, что они из природного мира), но бывают и исключения. Вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель: плоды портятся, цветы вянут, поэтому одна из функций данного жанра – это придать неизменность изменчивому, закрепить недолговечную красоту.
Предметы, которые сделаны человеком, как правило, выполняются из долговечных материалов: дерева, керамики, металла, стекла. Их формы устойчивы, они относительно стабильны. Отличие природных объектов от изготовленных вещей состоит в той содержательной стороне, в той сюжетной роли, которую они играют в натюрморте.
Предметы в натюрморте служат характеристикой человека и его деятельности, порой вносят в натюрморт социальное содержание, несут тематику труда или творчества. При всем различии искусственных и природных предметов, они имеют общие черты, которые позволяют органично соединить их в натюрморте. И те, и другие относительно невелики по размерам, могут вполне гармонично сочетаться друг с другом (к примеру, цветы и вазы, фрукты и блюда). Огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные возможности натюрморта.
Натюрморт, как таковой, не обязательно существует объективно, он составляется, компонуется, придумывается художником специально для того, чтобы быть изображенным.
Натюрморт долгое время считали второстепенным жанром живописи, в первую очередь, по сравнению с исторической, батальной, мифологической тематической картиной.
Однако своими натюрмортами великие мастера доказали, натюрморты не только имеют «право на жизнь», мир вещей может многое рассказать об образе жизни их владельца, его статусе, социальном положении. По отношению к учебным и творческим задачам, которые решаются в натюрморте, принято различать следующие его виды:
- учебный (академический);
- учебно-творческий;
-творческий (сюжетно-тематический).
Учебный натюрморт также называют академическим натюрмортом. В нем, в первую очередь, в соответствии с учебными задачами необходимо согласовать предметы по масштабу, по тону и фактуре, показать конструктивные особенности предметов, выявить закономерности пластики различных форм, решить тоновые и цветовые отношения.
Учебный натюрморт может выполнять, кроме того, образовательные и воспитательные задачи: знакомство с народным творчеством, историей, культурой и т.д.
Учебно-творческий натюрморт направлен на отработку не только учебных умений и навыков, но и на решение определенных творческих задач, формирование авторской манеры, стиля, почерка.
Творческий натюрморт подразумевает свободное самовыражение художника, отражение оригинальности замысла, авторской манеры. По содержанию конкретных предметов в натюрморте различают одновидовой или однопорядковый натюрморт, в котором изображаются предметы одного конкретного вида: только овощи, только фрукты или цветы и т. д.
Смешанным будет считаться натюрморт, в композиции которого 12 присутствуют разнообразные предметы (цветы и плоды, посуда и фрукты и др.).
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Сюжетным натюрморт имеет конкретный сюжет, который может подтверждаться названием: «завтрак», «неприбранный стол», «десерт», «ужин» и др.; натюрморты с включением живых существ: животных, птиц и даже человека (лавки Снейдерса). Сюжетно-тематические или сюжетные натюрморты служат для передачи внутреннего мира человека, его интересов, культуры, различных сторон его жизни. Натюрморт может быть самостоятельной картиной, а может выступать как составляющая портрета, интерьера, тематической картины. Вещи в живописи, не всегда выступают «героями» в посвященном им специально жанре натюрморта. Они заполняют и оживляют комнаты в изображениях интерьеров, играют не меньшую роль, чем люди, в исторических или жанровых сценах, наконец, они нередко сопровождают человека в портрете.
Натюрморты от условий выполнения различают:
– по колориту (теплый, холодный, зеленоватый, охристый и др.);
– по цвету и тону (сближенные, контрастные);
– по освещенности (боковое освещение, освещение против света, прямое освещение);
– по времени исполнения (краткосрочный – этюд, эскиз и длительный – многочасовые учебные или творческие постановки);
– по месту расположения (натюрморт в экстерьере, на пленэре, натюрморт в интерьере);
– по постановке задачи (реалистичный, декоративный, стилизованный и т.д.).
Натюрморт на пленэре (в пейзаже) может быть составлен в соответствии с выбранной темой, а может быть «случайным» или естественным.
Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в большом пространстве, в сюжетном соподчинении с которым находятся все объекты натюрморта.
Декоративным считается натюрморт, в котором не предполагается точное реалистическое изображение натуры, а есть размышление по поводу данной натуры. В декоративном натюрморте предпринимается отбор и изображение самого главного, характерного, подчинение композиционного строя натюрморта конкретной декоративной задаче художника.
В данной разновидности натюрморта основной задачей является определение и выявление декоративных свойств натуры, передача красоты предметного мира посредством стилизации. Стилизацией в декоративном натюрморте является обобщение изображаемых предметов при помощи условных приемов. При стилизации заостряется внимание зрителей на отдельных самых выразительных и существенных качествах предметов: к примеру, очень колючий или мягкий, слишком грустный или слишком смешной. Стилизация может доходить до гиперболизации: очень маленький, высокий, очень худой или толстый.
Реалистический натюрморт – это натюрморт, который выполнен максимально близко к натуре, наиболее правдоподобный, передающий наибольшую внешнюю живописность, с передачей материальности, доведенный до объемно-пространственной иллюзорности. Помимо творческих задач, решаемых в натюрморте, его также используют как учебную постановку, применяют на начальном этапе изучения натуры в процессе обучения изобразительному искусству в различных видах учебных заведений.
Изображение натюрморта особенно полезно в практике овладения живописным мастерством, так как начинающий художник с его помощью постигает основные законы изобразительной грамоты.
К составлению натюрморта, особенно в учебных целях, применяются определенные требования:
-композиция натюрморта должна состоять из предметов, которые тематически связаны между собой, то есть если рядом с кочаном капусты положить старинную книгу или поставить гипсовую статуэтку, то постановка скорее всего будет выглядеть нелепо. Проще говоря, композиция натюрморта - это гармоничное сочетание и взаимодействие предметов в плоскости картины.
В состав натюрморта желательно включать предметы, разнообразные по величине, форме, цвету и фактуре (два или несколько предметов одинаковой формы размера имеют равноценный вес, поэтому не могут произвести впечатления единого целого). При этом необходимо избегать очень большой разницы в размерах предметов в натюрморте: к примеру, крошечный спичечный коробок рядом с огромным сосудом. В композиции натюрморта может быть сюжетно-композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане, можно выделить его при помощи цвета, тона, контраста (в группе предметов должен быть основной - предмет, главный по своему смысловому значению, форме, тону, цвету).
Предметы в натюрморте должны быть гармонично объединены в композицию друг с другом, составляя единое целое, но не загораживая друг друга (разумный контраст темного и светлого, большого и малого, блестящего и матового, узкого и широкого, предметы сферической и плоской формы усиливают выразительность натюрморта, оживляют обстановку, устраняют однообразие).
Композицию натюрморта можно условно разделить на несколько типов, в зависимости от критерия:
-геометрическая;
-пространственная;
-цветовая.
Основа натюрморта - это такой подбор предметов, при котором тема и общее содержание наиболее четко выражены. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.
Составление натюрморта – это творческий процесс, в котором проявляется художественная культура, вкус, личные качества художника. Натюрморт имеет определенные принципы построения композиции, несмотря на различие индивидуальных и исторических разновидностей этого жанра, на разных этапах его развития.
Предметы в натюрморте обычно принято изображать вблизи, так что взгляд зрителя может ощутить, оценить их определенные материальные качества - их рельеф, пластику, тяжесть, форм и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой: их жизнь в среде. Такие широкие возможности натюрмортного жанра и делают живопись неодушевленных предметов объектом поиска не только формы и содержания, но и поиска авторского почерка художника, его индивидуального взгляда на окружающую действительность, его понимание и ощущение жизни. От изящества, выразительности и глубины живописи в натюрморте зависит творческое решение образа, степень остроты тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Каково же должно быть воздействие натюрморта на зрителя?
В процессе восприятия неодушевленных предметов у зрителей возникают определенные чувства, мысли, представления. Такое влияние натюрморта связано, в первую очередь, с выбранным сюжетом и грамотно раскрытой темой, зависит от особенностей творческой индивидуальности конкретного художника.
Натюрморт, по сравнению с другими жанрами изобразительного искусства, имеет огромные возможности для живописных экспериментов. Именно это привлекает к данному жанру и творчески настроенных студентов, и больших мастеров искусства, выполняющих самостоятельные картины на вечную тему бытия человека.
1.2. Особенности развития натюрморта как жанра изобразительного искусства
Натюрморт «работает» на освоении близкого предметного пространства, в котором предметы доступны не только зрению, но часто и осязанию, при этом и само зрение наполняется осязательной способностью.
Натюрморт - это окружающая среда человеческого существования, отраженная в творческих произведениях. Как и пейзаж, восходя к исторической живописи, натюрморт, в своей последующей эволюции, очень тесным образом связан с бытовым жанром. Очень интересна история развития жанра «Натюрморт».
Голландский термин «неподвижная натура», в буквальном смысле слова «тихая жизнь», впервые зафиксирован документально в 1650 году, название жанра вошло в употребление только к концу XVII века, позже этот термин получил распространение в немецком и английском языках, в последнюю очередь это название перешло в наследство к французскому термину «natur morte» или «мертвая натура». Само понятие жанра в переводе как бы устраняет сущность движения.
На первый план в натюрмортном жанре выдвигается вещь, которая как бы подвергнута лабораторной изоляции, для того, чтобы максимально продемонстрировать свой вещный индивидуальный характер. Эта ситуация на плоскости холста приобретает вид конкретного разделения на предметы и фон. Темный предмет на светлом фоне или светлый предмет на темном фоне - в любом случае решается проблема противопоставления достаточно конкретной, объемной вещи к ее окружению. Так создаются условия для идеальной «экспозиции» вещей. Натюрморт долго не мог стать самостоятельным жанром, играя второстепенные роли в сюжетных произведениях.
Большое значение натюрморту стали придавать в своих картинах художники в эпоху Возрождения XV - XVI в.в. Живописец, впервые направивший пристальное внимание на окружающий его мир, старался определить ценность каждой вещи, указать место каждого предмета, служащего человеку.
Предметы обихода, таким образом, начинают приобретать горделивую значительность и благородство их обладателя, того человека, которому они служили. На больших полотнах мастеров Ренессанса натюрморт обычно занимал достаточно скромное место: изящная серебряная ваза, стеклянный сосуд с водой или белые лилии чаще всего находились в углу картины. При этом, в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в натуру, их смысл был так высоко одухотворен, что уже здесь можно увидеть те черты, которые в дальнейшем определили самостоятельное развитие данного жанра. Предметы в картинах XVII века получили новую жизнь, началась эпоха натюрмортного жанра. В сложных композициях, часто с литературной направленностью, они заняли свое место вместе с другими героями произведения. Анализируя творчество мастеров этого времени, можно отметить важную роль натюрморта в картине. В произведениях многих известных художников вещи стали выступать главными действующими лицами, демонстрируя, чего может достичь художник, посвятив данному жанру искусства свое мастерство. Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все многостороннее и полнее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности. История появления и развития разных жанров живописи – это живое свидетельство постоянной работы человеческого сознания, которое стремится охватить бесконечное многообразие бытия и эстетически его осмыслить.
Натюрморт является достаточно молодым жанром. Самостоятельное значение он получил в Европе только в XVII веке. История развития натюрморта весьма поучительна и интересна. Особенно ярко и полно первые самостоятельные натюрморты были представлены во Фландрии и Нидерландах. Возникновение этого жанра связано с определенными историческими революционными событиями, в результате которых, получив независимость, в начале XVII в. эти страны вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было прогрессивным и очень важным явлением. Перед искусством также открылись новые горизонты. Новые исторические условия, новые общественные отношения определяли творческие запросы населения, изменения в решении стоящих перед живописцем проблем. Художники сумели по-новому показать окружающий мир, напрямую не изображая исторических событий, нашли в человеке новые ценности. Обыденная жизнь была с дотоле неизвестной значительностью и полнотой показана в полотнах художников. Мастеров увлекали особенности родной природы, национального быта, предметов, хранящих на себе отпечаток трудов простых людей. Именно отсюда, из углубленного, сознательного, самим строем продиктованного интереса к народной жизни, родились самостоятельные, обособленные жанры бытовой картины, пейзажа, появляется и жанр натюрморта. Эпоха его расцвета была связана с именами известнейших художников Фландрии: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.
Другую известную школу натюрморта мы знаем под названием «голландский натюрморт». В дальнейшей демократизации жанра натюрморта огромную роль сыграли так называемые «кухонные натюрморты», как во Фландрии, так и в Голландии. Натюрморты целой плеяды голландских живописцев - Класа, Хеды, Калфа обрели самоценную прелесть. Особенностью картин этих художников было то, что при изображении предметов большое внимание уделялось характеристике среды.
В конце XVII в. в голландском натюрморте победу одерживают декоративные тенденции. Немецкий натюрморт XVII в. рядом с натюрмортом Фландрии и Голландии занимает уже второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта были тесно связаны с голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века почти не соприкасаясь сосуществовали два направления: декоративное и натуралистическое. Сложившееся в XVII веке искусство натюрморта определило все качества этого жанра на многие будущие столетия. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности.
Совершенство и красота домашней утвари показывала не только их необходимость в домашнем пространстве, но и демонстрировала мастерство их создателя. В натюрморте времени революционной эпохи победившего буржуазного класса нашло отражение уважение художника к новым видам жизни соотечественников, уважение к их труду.
Сформулированные в XVII веке, задачи натюрмортного жанра существовали в общих чертах в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это абсолютно не означает, что художники не стремились ставить перед собой новых задач, повторяя механически уже найденные готовые решения прошлых поколений мастеров.
На протяжении эпох изменялись не только способы и методы живописного решения натюрморта, но накапливался неоценимый художественный опыт, в процессе развития жанра формировался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд художника на окружающий мир. Не только сама вещь, как таковая, но и различные ее свойства становились объектом перевоплощения, и через вновь понятые качества предметов выражалось современное отношение к действительности, происходила переоценка ценностей, менялась мера понимания окружающей действительности.
Мастер натюрмортного жанра работает сродни естествоиспытателю: изучает мир вещей и изображает при помощи кисти результаты своих наблюдений, достигающие невиданной скрупулёзности и точности. Композиции предметов в натюрморте соответствует характерный принцип, более наглядно показанный в произведениях, относящихся к раннему этапу развития натюрморта.
Предметы в картине располагаются на горизонтальной плоскости в ряд, параллельно границам холма. Они связаны воедино особой сочинительной связью. Этот принцип можно назвать «принципом наилучшей обозримости».
В дальнейшем композиция усложняется, в взаимоотношения вещей вносится порядок субординации и подчинения. Так жанр демонстрирует свое развитие и зрелость. В сущности, история развития любого жанра параллельна истории развития живописи вообще. Но произведения различных жанров имеют свою сущность и воплощают определенное отношение к миру. Со временем натюрморт не только не потерял присущую ему изначально экспериментальную функцию, но, более того, стал школой изобразительного искусства. Для многих поколений европейских художников чаще всего натюрморт становился моделью в целях изучения организации живописного пространства. Для Поля Сезанна, как бы завершающего историю классической картины, характерно подведение портрета, пейзажа, фигурной композиции именно к форме натюрморта. В русской живописи история натюрморта имеет особые черты. В России натюрморт появился достаточно поздно – в XVIII-XIX веке, а как подлинно полноправный жанр утвердился только в начале нашего столетия. Судьба мало благоприятствовала ему в течение первых двух веков его 21 существования. Причины этого находятся в общих тенденциях развития русского изобразительного искусства. Натюрморт то исчезал, то появлялся, порой им интересовались только дилетанты. В первой трети XIX века ярко расцвело искусство любителей натюрморта. Такие незамысловатые и приятные объекты, как цветы и фрукты, стали очень популярными мотивами любительского рисования. Утонченно-изысканные, удивительно натуральные, изящнейшие и, одновременно, восхитительные акварели Ф.Толстого можно считать блестящим примером того, что поразительное сходство с натурой, которое часто с уничижительным оттенком именуется «иллюзорным», абсолютно не убивает искусства. Отточенность и классическая ясность высокого стиля – все то, что так свойственно графике и скульптуре Ф.Толстого, живет и в его, казалось бы, предельно натуральных ягодах, цветах, веточках.
Один из первых русских художников, который работал в жанре натюрморта – это И.Ф.Хруцкий. В историю русского искусства он вошел со своими эффективными композициями натюрмортов, в которых предметы выписаны с поразительной точностью. Его работы, выполненные в 1830-ее гг., в период развития натюрморта в России, имели огромный успех у окружающих, породив волну подражаний
К 1832 году относятся первые датированные этюды художника - «Натюрморт с птичкой» и «Натюрморт с вазой». К ним примыкает группа других подобных же работ («Плоды и птичка» 1833 г., «Фрукты» 1834 г., «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличаются достаточно простыми композициями. Так было выделено основное направление творчества Хруцкого этого времени – это работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов»
Натюрморт XIX века связан в основном с малоизвестными именами русских художников. Любовь к натюрморту у художников жила в стороне от большой дороги русской живописи. В конце XIX века было трудно даже предположить, что натюрморт сможет вновь завоевать ведущие позиции, как это произошло в начале нового века. Бурный расцвет в искусстве портрета, а потом и пейзажа расшатал представления о низших и высших жанрах искусства.
Натюрморт стал выступать, как часть широкого мира, уже достаточно равноправная с изображениями человека, природы, но еще не абсолютно самостоятельная. Фрагментарная композиция, акцентированная пейзажная или интерьерная среда определяют специфику такого, условно говоря «полу натюрморта», «пейзажного», импрессионистического натюрморта. Характерны и названия подобных произведений – «за самоваром» (И.Грабарь), «Рыбы при закате» (М.Ларионов), «Букет роз на берегу моря» (К.Коровин). На этом этапе натюрморт редко выделяется как самостоятельная тема, но шансы его рядом с другими жанрами почти уравнены
Другой формой «полунатюрмортов» можно считать декоративные панно Н,Сапунова: «Голубые гортензии» и «Пионы». Определенное натюрмортное начало здесь растворено в особом композиционном замысле. Важными для живописца являются само цветение, стихия цветов. Это в непривычных формах овеществленная мечта о прекрасном, темой которой стали цветы, вполне традиционный натюрмортный мотив, но теперь, лишенный натюрмортного характера
В конце XIX - начале XX в.в. художественная культура Западной Европы, а вслед за ней и России сделала резкий крен в сторону субъективных поисков в области формальных средств живописи. Крайним выражением данных устремлений стали такие направления, как фовизм, кубизм, супрематизм. К жанру натюрморта стали обращаться художники абсолютно разных стилистических направлений. Они из них экспериментировали с формой, пространством и цветом, увлекались поиском различной фактуры. Натюрморт писали и в строгой реалистической манере, и в манере декоративной, и в манере кубизма. Особую роль в расширении возможностей творческого натюрморта в России принадлежит художникам объединения «Бубновый валет»: Н.Гончаровой, П.П. Кончаловскому, А.В. Куприну, А.В. Лентулову
Пройдя сложный путь исканий в области живописной формы, эти мастера в советское искусство пришли уже сложившимися зрелыми художниками. Натюрморты, созданные этими художниками, говорят о формировании нового, революционного содержания в этом жанре.
В 1919 г. И.И.Машков создает «Натюрморт с самоваром» как своеобразный образ революционных преобразований в стране. Художник пытался обнаружить конкретную эстетическую ценность в вещах индустриального производства - железных, медных, чугунных. Жестко остро, без передачи деталей, изображает он большой набор изделий, которые плотно составлены в монолитную группу. Вряд ли подобный натюрморт был возможен в другие времена, так метко и остро отражая современную действительность.
Проходит время страна стабилизуется после революции. Вместе со всем народом, этот подъем радостно переживают художники. И. И. Машков пишет свои классические натюрморты «Снедь московская. Мясо, дичь» «Снедь московская. Хлебы». В работах 20 - 30-х годов отразились лучшие черты таланта Машкова: полнота выражения темы, реализм изобразительного языка, чуткость наблюдения жизни. Таким же заинтересованным отношением к миру, цепким восприятием окружающей действительности отмечается творчество П.П. Кончаловского. Его жизнелюбие обнаруживается как при выборе сюжетов, так и в манере письма, в том, как он, используя сочную цветовую палитру, свободно передает в своих картинах живое дыхание жизни. Он замечает его и в букете только что срезанной пышно расцветшей сирени, и в спелых бархатистых персиках. Другое понимание идеала – наблюдается в натюрмортах М.Сарьяна, в его по-восточному ярких букетах цветов, в сочетаниях сочных и красок. Натюрморт у Сарьяна – это, по сути, воплощение мечты о Востоке.
Минина О.М. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ЧАСТЬ 1) // Современная начальная школа. 2023. № 7 (50). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/50.pdf.
Современное общество сегодня нуждается не только в грамотных, но и духовно развитых гражданах. Формирование нравственной, эстетической, духовной культуры подрастающего поколения осуществляется благодаря урокам искусства в общеобразовательной школе, занятиям в детских школах искусств, кружках и студиях.
В процессе художественного образования и эстетического воспитания дети приобретают первые творческие впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Исследования педагогов и психологов показывают, что детям необходимо давать знания обо всех жанрах и видах изобразительного искусства, но натюрморт можно считать первым, «начальным» жанром живописи, с которым нужно знакомить детей, в частности младших школьников. Он не только вызывает большой эмоциональный отклик у детей, но помогает изучить на его примере основы изобразительной грамоты, узнать о средствах выразительности в живописи, учит воспринимать красоту изображенных предметов, любоваться ими. На уроках изобразительного искусства в начальных классах натюрморт выступает в качестве замечательного средства для изучения передачи в изобразительном искусстве закономерностей освещенности, формы, цвета материальности и др. Недаром мастера искусства называли натюрморт лабораторией живописи.
Актуальность работы была обусловлена значимостью эстетического воздействия жанра натюрморта на формирование личности младшего школьника, на развитие его художественного вкуса, творческих способностей. Исходя из этого была определена тема данного исследования: «Формирование навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов общеобразовательной школы».
Приступая к выполнению работы, возникла необходимость подробно изучить особенности исторического развития жанра натюрморта, проанализировать лучшие произведения художников в этом жанре изобразительного искусства, познакомиться с теоретическими источниками по данной теме, а также изучить современные научно-методические материалы по применению натюрморта в программных заданиях по ИЗО в общеобразовательной школе.
Выдающиеся ученые в области психологии художественного творчества: А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что развитие творческих способностей учащихся осуществляется в результате воздействия продуманной системы педагогического руководства творческой деятельностью и с учетом их возрастных особенностей.
Как показывает практика, занятия изобразительным искусством изменяет сознание детей, стимулирует творческое развитие личности ребенка, формирует мировоззрение личности. В отечественной художественной педагогике были разработаны методические системы обучения изобразительному искусству. В. С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и другие известные художники-педагоги в программах по изобразительному искусству для общеобразовательной школы отводили важное место изучению жанра «Натюрморт». Чаще всего для изучения натюрморта в школьной программе отводились уроки рисования с натуры.
В данное время в области обучения изобразительному искусству наметилось противоречие между потребностью развития навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов и недостаточно разработанной специальной методикой для освоения этих навыков.
Проблемой исследования, таким образом, является поиск наиболее эффективных методов обучения учащихся начальных классов общеобразовательной школы процессу изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства, формированию у детей навыков реалистического изображения с натуры на примере натюрморта.
Объектом исследования: является процесс обучения изображению натюрморта учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства
Предметом исследования являются формы, приемы и методы обучения младших школьников изображению натюрморта.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства будет успешной, если:
- учитель ознакомит школьников с историческими особенностями развития жанра «Натюрморт», с творчеством известных мастеров искусства в этом жанре;
- в процессе обучения изображению натюрморта будут учитываться возрастные, психолого-педагогические особенности младших школьников;
- процесс обучения детей изображению натюрморта будет основан на наблюдении, художественном восприятии натуры, творческом подходе к решению изобразительных задач в натюрморте;
- учитель будет применять различные приемы, средства, формы и методы обучения, в том числе объяснительно-иллюстративный метод в процессе формирования навыков изображения натюрморта у младших школьников.
Цель работы состоит в изучении форм и методов формирования навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- дать определение понятия «натюрморт», составить примерную классификацию видов натюрмортов;
- проанализировать исторические особенности развития натюрморта,
- изучить творчество выдающихся художников, работавших в этом жанре
- исследовать теоретические и методические основы работы над натюрмортом в общеобразовательной школе;
- разработать и апробировать методику обучения учащихся начальных классов навыкам изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства;
- выполнить творческие работы в жанре «Натюрморт», которые смогут выполнить функцию наглядно-методического пособия по предмету.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- анализ теоретических источников по проблеме исследования;
- изучение творческих работ мастеров искусства в жанре «Натюрморт»;
- изучение и систематизация данных передового педагогического опыта в области изобразительного искусства;
- педагогическое наблюдение;
- анализ учебных и творческих работ учащихся;
- педагогический эксперимент;
- изучение на практике возможностей творческого натюрморта.
Методологической основой исследования выступают основные научные положения художественной педагогики, психологической науки, методики преподавания изобразительного искусства, разработанные Л.С.Выготским, Е.И.Игнатьевым, В.С.Кузиным, Б.М.Неменским, Н.М.Сокольниковой, Н.Н. Ростовцевым.
Материалы методической части работы могут быть использованы в практике работы учителя изобразительного искусства на занятиях в общеобразовательной школе, в детской художественной школе, в кружках и студиях изобразительного искусства.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные формы, приемы, средства и методы обучения по изображению натюрморта позволяет сформировать и закрепить у детей специальные навыки при выполнении заданий по теме «Натюрморт».
Этапы исследования:
На первом этапе была определена тема исследования, обозначена проблема, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, изучена научная литература по проблеме исследования, выполнен анализ учебных программ по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательной школы;
На втором этапе были проведены практические исследования во время педагогической практики. Цель исследований состояла в определении особенностей педагогического руководства изобразительной деятельностью детей.
В результате наблюдений, опроса, констатирующего эксперимента был собран материал, который позволил разработать методические пособия, разработки для проведения уроков по изобразительному искусству с целью развития навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов.
На третьем этапе исследования были проведены уроки по рисованию с натуры натюрморта на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов, подтвердившие выбор наиболее эффективных форм, приемов, методов и средств обучения; выполнен анализ результатов исследования.
I. Жанр натюрморта и его роль в изобразительном искусстве
1.1. Понятие «натюрморт», виды натюрморта
Название «Натюрморт» произошло от французского слова natur - натура и mert –мертвая. Это такой жанр изобразительного искусства, в котором главными героями являются предметы, окружающие человека, неживые вещи – «мертвая натура», картина о мире вещей называется натюрморт.
Натюрморт - это изображение неодушевлённых (чаще всего) предметов и объектов в изобразительном искусстве. Этот жанр очень интересен и разнообразен. Сегодня накоплен огромный опыт в его развитии. Много веков назад художники научились достоверно изображать сущность предметов, передавать их красоту, показывать неповторимые живописные качества.
Натюрморт - это широко распространенный жанр в графике, живописи и даже скульптуре. В чем же состоит отличие натюрморта от других жанров? Что может рассказать художник, изображая неодушевленные вещи? По сравнению с другими жанрами, которым может и необходимо описание, натюрморт более понятен. Основная его функция состоит в том, что его нужно внимательно разглядывать, «погружаться» в него. Он учит понимать жизнь через мир вещей, любоваться их красотой, чувствовать переживания автора. В натюрморте художник не просто изображает предметы, но посредством их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.
Сущность «содержания» натюрморта
- в отношении человека и предмета, в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности» [7, с.56].
К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.
Натюрморт – это, прежде всего, группа предметов, которые тематически организованы, связаны по смыслу, несут в себе определенную идею.
Объекты натюрморта можно разделить на две большие группы: природные предметы (снедь, рыба, цветы, дичь, плоды, и т.д.) и вещи, сделанные руками человека. Природные объекты натюрморта, как правило, недолговечны (в связи с тем, что они из природного мира), но бывают и исключения. Вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель: плоды портятся, цветы вянут, поэтому одна из функций данного жанра – это придать неизменность изменчивому, закрепить недолговечную красоту.
Предметы, которые сделаны человеком, как правило, выполняются из долговечных материалов: дерева, керамики, металла, стекла. Их формы устойчивы, они относительно стабильны. Отличие природных объектов от изготовленных вещей состоит в той содержательной стороне, в той сюжетной роли, которую они играют в натюрморте.
Предметы в натюрморте служат характеристикой человека и его деятельности, порой вносят в натюрморт социальное содержание, несут тематику труда или творчества. При всем различии искусственных и природных предметов, они имеют общие черты, которые позволяют органично соединить их в натюрморте. И те, и другие относительно невелики по размерам, могут вполне гармонично сочетаться друг с другом (к примеру, цветы и вазы, фрукты и блюда). Огромное разнообразие мира вещей бесконечно расширяет содержательные возможности натюрморта.
Натюрморт, как таковой, не обязательно существует объективно, он составляется, компонуется, придумывается художником специально для того, чтобы быть изображенным.
Натюрморт долгое время считали второстепенным жанром живописи, в первую очередь, по сравнению с исторической, батальной, мифологической тематической картиной.
Однако своими натюрмортами великие мастера доказали, натюрморты не только имеют «право на жизнь», мир вещей может многое рассказать об образе жизни их владельца, его статусе, социальном положении. По отношению к учебным и творческим задачам, которые решаются в натюрморте, принято различать следующие его виды:
- учебный (академический);
- учебно-творческий;
-творческий (сюжетно-тематический).
Учебный натюрморт также называют академическим натюрмортом. В нем, в первую очередь, в соответствии с учебными задачами необходимо согласовать предметы по масштабу, по тону и фактуре, показать конструктивные особенности предметов, выявить закономерности пластики различных форм, решить тоновые и цветовые отношения.
Учебный натюрморт может выполнять, кроме того, образовательные и воспитательные задачи: знакомство с народным творчеством, историей, культурой и т.д.
Учебно-творческий натюрморт направлен на отработку не только учебных умений и навыков, но и на решение определенных творческих задач, формирование авторской манеры, стиля, почерка.
Творческий натюрморт подразумевает свободное самовыражение художника, отражение оригинальности замысла, авторской манеры. По содержанию конкретных предметов в натюрморте различают одновидовой или однопорядковый натюрморт, в котором изображаются предметы одного конкретного вида: только овощи, только фрукты или цветы и т. д.
Смешанным будет считаться натюрморт, в композиции которого 12 присутствуют разнообразные предметы (цветы и плоды, посуда и фрукты и др.).
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Сюжетным натюрморт имеет конкретный сюжет, который может подтверждаться названием: «завтрак», «неприбранный стол», «десерт», «ужин» и др.; натюрморты с включением живых существ: животных, птиц и даже человека (лавки Снейдерса). Сюжетно-тематические или сюжетные натюрморты служат для передачи внутреннего мира человека, его интересов, культуры, различных сторон его жизни. Натюрморт может быть самостоятельной картиной, а может выступать как составляющая портрета, интерьера, тематической картины. Вещи в живописи, не всегда выступают «героями» в посвященном им специально жанре натюрморта. Они заполняют и оживляют комнаты в изображениях интерьеров, играют не меньшую роль, чем люди, в исторических или жанровых сценах, наконец, они нередко сопровождают человека в портрете.
Натюрморты от условий выполнения различают:
– по колориту (теплый, холодный, зеленоватый, охристый и др.);
– по цвету и тону (сближенные, контрастные);
– по освещенности (боковое освещение, освещение против света, прямое освещение);
– по времени исполнения (краткосрочный – этюд, эскиз и длительный – многочасовые учебные или творческие постановки);
– по месту расположения (натюрморт в экстерьере, на пленэре, натюрморт в интерьере);
– по постановке задачи (реалистичный, декоративный, стилизованный и т.д.).
Натюрморт на пленэре (в пейзаже) может быть составлен в соответствии с выбранной темой, а может быть «случайным» или естественным.
Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в большом пространстве, в сюжетном соподчинении с которым находятся все объекты натюрморта.
Декоративным считается натюрморт, в котором не предполагается точное реалистическое изображение натуры, а есть размышление по поводу данной натуры. В декоративном натюрморте предпринимается отбор и изображение самого главного, характерного, подчинение композиционного строя натюрморта конкретной декоративной задаче художника.
В данной разновидности натюрморта основной задачей является определение и выявление декоративных свойств натуры, передача красоты предметного мира посредством стилизации. Стилизацией в декоративном натюрморте является обобщение изображаемых предметов при помощи условных приемов. При стилизации заостряется внимание зрителей на отдельных самых выразительных и существенных качествах предметов: к примеру, очень колючий или мягкий, слишком грустный или слишком смешной. Стилизация может доходить до гиперболизации: очень маленький, высокий, очень худой или толстый.
Реалистический натюрморт – это натюрморт, который выполнен максимально близко к натуре, наиболее правдоподобный, передающий наибольшую внешнюю живописность, с передачей материальности, доведенный до объемно-пространственной иллюзорности. Помимо творческих задач, решаемых в натюрморте, его также используют как учебную постановку, применяют на начальном этапе изучения натуры в процессе обучения изобразительному искусству в различных видах учебных заведений.
Изображение натюрморта особенно полезно в практике овладения живописным мастерством, так как начинающий художник с его помощью постигает основные законы изобразительной грамоты.
К составлению натюрморта, особенно в учебных целях, применяются определенные требования:
-композиция натюрморта должна состоять из предметов, которые тематически связаны между собой, то есть если рядом с кочаном капусты положить старинную книгу или поставить гипсовую статуэтку, то постановка скорее всего будет выглядеть нелепо. Проще говоря, композиция натюрморта - это гармоничное сочетание и взаимодействие предметов в плоскости картины.
В состав натюрморта желательно включать предметы, разнообразные по величине, форме, цвету и фактуре (два или несколько предметов одинаковой формы размера имеют равноценный вес, поэтому не могут произвести впечатления единого целого). При этом необходимо избегать очень большой разницы в размерах предметов в натюрморте: к примеру, крошечный спичечный коробок рядом с огромным сосудом. В композиции натюрморта может быть сюжетно-композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане, можно выделить его при помощи цвета, тона, контраста (в группе предметов должен быть основной - предмет, главный по своему смысловому значению, форме, тону, цвету).
Предметы в натюрморте должны быть гармонично объединены в композицию друг с другом, составляя единое целое, но не загораживая друг друга (разумный контраст темного и светлого, большого и малого, блестящего и матового, узкого и широкого, предметы сферической и плоской формы усиливают выразительность натюрморта, оживляют обстановку, устраняют однообразие).
Композицию натюрморта можно условно разделить на несколько типов, в зависимости от критерия:
-геометрическая;
-пространственная;
-цветовая.
Основа натюрморта - это такой подбор предметов, при котором тема и общее содержание наиболее четко выражены. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.
Составление натюрморта – это творческий процесс, в котором проявляется художественная культура, вкус, личные качества художника. Натюрморт имеет определенные принципы построения композиции, несмотря на различие индивидуальных и исторических разновидностей этого жанра, на разных этапах его развития.
Предметы в натюрморте обычно принято изображать вблизи, так что взгляд зрителя может ощутить, оценить их определенные материальные качества - их рельеф, пластику, тяжесть, форм и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой: их жизнь в среде. Такие широкие возможности натюрмортного жанра и делают живопись неодушевленных предметов объектом поиска не только формы и содержания, но и поиска авторского почерка художника, его индивидуального взгляда на окружающую действительность, его понимание и ощущение жизни. От изящества, выразительности и глубины живописи в натюрморте зависит творческое решение образа, степень остроты тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Каково же должно быть воздействие натюрморта на зрителя?
В процессе восприятия неодушевленных предметов у зрителей возникают определенные чувства, мысли, представления. Такое влияние натюрморта связано, в первую очередь, с выбранным сюжетом и грамотно раскрытой темой, зависит от особенностей творческой индивидуальности конкретного художника.
Натюрморт, по сравнению с другими жанрами изобразительного искусства, имеет огромные возможности для живописных экспериментов. Именно это привлекает к данному жанру и творчески настроенных студентов, и больших мастеров искусства, выполняющих самостоятельные картины на вечную тему бытия человека.
1.2. Особенности развития натюрморта как жанра изобразительного искусства
Натюрморт «работает» на освоении близкого предметного пространства, в котором предметы доступны не только зрению, но часто и осязанию, при этом и само зрение наполняется осязательной способностью.
Натюрморт - это окружающая среда человеческого существования, отраженная в творческих произведениях. Как и пейзаж, восходя к исторической живописи, натюрморт, в своей последующей эволюции, очень тесным образом связан с бытовым жанром. Очень интересна история развития жанра «Натюрморт».
Голландский термин «неподвижная натура», в буквальном смысле слова «тихая жизнь», впервые зафиксирован документально в 1650 году, название жанра вошло в употребление только к концу XVII века, позже этот термин получил распространение в немецком и английском языках, в последнюю очередь это название перешло в наследство к французскому термину «natur morte» или «мертвая натура». Само понятие жанра в переводе как бы устраняет сущность движения.
На первый план в натюрмортном жанре выдвигается вещь, которая как бы подвергнута лабораторной изоляции, для того, чтобы максимально продемонстрировать свой вещный индивидуальный характер. Эта ситуация на плоскости холста приобретает вид конкретного разделения на предметы и фон. Темный предмет на светлом фоне или светлый предмет на темном фоне - в любом случае решается проблема противопоставления достаточно конкретной, объемной вещи к ее окружению. Так создаются условия для идеальной «экспозиции» вещей. Натюрморт долго не мог стать самостоятельным жанром, играя второстепенные роли в сюжетных произведениях.
Большое значение натюрморту стали придавать в своих картинах художники в эпоху Возрождения XV - XVI в.в. Живописец, впервые направивший пристальное внимание на окружающий его мир, старался определить ценность каждой вещи, указать место каждого предмета, служащего человеку.
Предметы обихода, таким образом, начинают приобретать горделивую значительность и благородство их обладателя, того человека, которому они служили. На больших полотнах мастеров Ренессанса натюрморт обычно занимал достаточно скромное место: изящная серебряная ваза, стеклянный сосуд с водой или белые лилии чаще всего находились в углу картины. При этом, в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в натуру, их смысл был так высоко одухотворен, что уже здесь можно увидеть те черты, которые в дальнейшем определили самостоятельное развитие данного жанра. Предметы в картинах XVII века получили новую жизнь, началась эпоха натюрмортного жанра. В сложных композициях, часто с литературной направленностью, они заняли свое место вместе с другими героями произведения. Анализируя творчество мастеров этого времени, можно отметить важную роль натюрморта в картине. В произведениях многих известных художников вещи стали выступать главными действующими лицами, демонстрируя, чего может достичь художник, посвятив данному жанру искусства свое мастерство. Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все многостороннее и полнее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности. История появления и развития разных жанров живописи – это живое свидетельство постоянной работы человеческого сознания, которое стремится охватить бесконечное многообразие бытия и эстетически его осмыслить.
Натюрморт является достаточно молодым жанром. Самостоятельное значение он получил в Европе только в XVII веке. История развития натюрморта весьма поучительна и интересна. Особенно ярко и полно первые самостоятельные натюрморты были представлены во Фландрии и Нидерландах. Возникновение этого жанра связано с определенными историческими революционными событиями, в результате которых, получив независимость, в начале XVII в. эти страны вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было прогрессивным и очень важным явлением. Перед искусством также открылись новые горизонты. Новые исторические условия, новые общественные отношения определяли творческие запросы населения, изменения в решении стоящих перед живописцем проблем. Художники сумели по-новому показать окружающий мир, напрямую не изображая исторических событий, нашли в человеке новые ценности. Обыденная жизнь была с дотоле неизвестной значительностью и полнотой показана в полотнах художников. Мастеров увлекали особенности родной природы, национального быта, предметов, хранящих на себе отпечаток трудов простых людей. Именно отсюда, из углубленного, сознательного, самим строем продиктованного интереса к народной жизни, родились самостоятельные, обособленные жанры бытовой картины, пейзажа, появляется и жанр натюрморта. Эпоха его расцвета была связана с именами известнейших художников Фландрии: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.
Другую известную школу натюрморта мы знаем под названием «голландский натюрморт». В дальнейшей демократизации жанра натюрморта огромную роль сыграли так называемые «кухонные натюрморты», как во Фландрии, так и в Голландии. Натюрморты целой плеяды голландских живописцев - Класа, Хеды, Калфа обрели самоценную прелесть. Особенностью картин этих художников было то, что при изображении предметов большое внимание уделялось характеристике среды.
В конце XVII в. в голландском натюрморте победу одерживают декоративные тенденции. Немецкий натюрморт XVII в. рядом с натюрмортом Фландрии и Голландии занимает уже второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта были тесно связаны с голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века почти не соприкасаясь сосуществовали два направления: декоративное и натуралистическое. Сложившееся в XVII веке искусство натюрморта определило все качества этого жанра на многие будущие столетия. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности.
Совершенство и красота домашней утвари показывала не только их необходимость в домашнем пространстве, но и демонстрировала мастерство их создателя. В натюрморте времени революционной эпохи победившего буржуазного класса нашло отражение уважение художника к новым видам жизни соотечественников, уважение к их труду.
Сформулированные в XVII веке, задачи натюрмортного жанра существовали в общих чертах в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это абсолютно не означает, что художники не стремились ставить перед собой новых задач, повторяя механически уже найденные готовые решения прошлых поколений мастеров.
На протяжении эпох изменялись не только способы и методы живописного решения натюрморта, но накапливался неоценимый художественный опыт, в процессе развития жанра формировался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд художника на окружающий мир. Не только сама вещь, как таковая, но и различные ее свойства становились объектом перевоплощения, и через вновь понятые качества предметов выражалось современное отношение к действительности, происходила переоценка ценностей, менялась мера понимания окружающей действительности.
Мастер натюрмортного жанра работает сродни естествоиспытателю: изучает мир вещей и изображает при помощи кисти результаты своих наблюдений, достигающие невиданной скрупулёзности и точности. Композиции предметов в натюрморте соответствует характерный принцип, более наглядно показанный в произведениях, относящихся к раннему этапу развития натюрморта.
Предметы в картине располагаются на горизонтальной плоскости в ряд, параллельно границам холма. Они связаны воедино особой сочинительной связью. Этот принцип можно назвать «принципом наилучшей обозримости».
В дальнейшем композиция усложняется, в взаимоотношения вещей вносится порядок субординации и подчинения. Так жанр демонстрирует свое развитие и зрелость. В сущности, история развития любого жанра параллельна истории развития живописи вообще. Но произведения различных жанров имеют свою сущность и воплощают определенное отношение к миру. Со временем натюрморт не только не потерял присущую ему изначально экспериментальную функцию, но, более того, стал школой изобразительного искусства. Для многих поколений европейских художников чаще всего натюрморт становился моделью в целях изучения организации живописного пространства. Для Поля Сезанна, как бы завершающего историю классической картины, характерно подведение портрета, пейзажа, фигурной композиции именно к форме натюрморта. В русской живописи история натюрморта имеет особые черты. В России натюрморт появился достаточно поздно – в XVIII-XIX веке, а как подлинно полноправный жанр утвердился только в начале нашего столетия. Судьба мало благоприятствовала ему в течение первых двух веков его 21 существования. Причины этого находятся в общих тенденциях развития русского изобразительного искусства. Натюрморт то исчезал, то появлялся, порой им интересовались только дилетанты. В первой трети XIX века ярко расцвело искусство любителей натюрморта. Такие незамысловатые и приятные объекты, как цветы и фрукты, стали очень популярными мотивами любительского рисования. Утонченно-изысканные, удивительно натуральные, изящнейшие и, одновременно, восхитительные акварели Ф.Толстого можно считать блестящим примером того, что поразительное сходство с натурой, которое часто с уничижительным оттенком именуется «иллюзорным», абсолютно не убивает искусства. Отточенность и классическая ясность высокого стиля – все то, что так свойственно графике и скульптуре Ф.Толстого, живет и в его, казалось бы, предельно натуральных ягодах, цветах, веточках.
Один из первых русских художников, который работал в жанре натюрморта – это И.Ф.Хруцкий. В историю русского искусства он вошел со своими эффективными композициями натюрмортов, в которых предметы выписаны с поразительной точностью. Его работы, выполненные в 1830-ее гг., в период развития натюрморта в России, имели огромный успех у окружающих, породив волну подражаний
К 1832 году относятся первые датированные этюды художника - «Натюрморт с птичкой» и «Натюрморт с вазой». К ним примыкает группа других подобных же работ («Плоды и птичка» 1833 г., «Фрукты» 1834 г., «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличаются достаточно простыми композициями. Так было выделено основное направление творчества Хруцкого этого времени – это работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов»
Натюрморт XIX века связан в основном с малоизвестными именами русских художников. Любовь к натюрморту у художников жила в стороне от большой дороги русской живописи. В конце XIX века было трудно даже предположить, что натюрморт сможет вновь завоевать ведущие позиции, как это произошло в начале нового века. Бурный расцвет в искусстве портрета, а потом и пейзажа расшатал представления о низших и высших жанрах искусства.
Натюрморт стал выступать, как часть широкого мира, уже достаточно равноправная с изображениями человека, природы, но еще не абсолютно самостоятельная. Фрагментарная композиция, акцентированная пейзажная или интерьерная среда определяют специфику такого, условно говоря «полу натюрморта», «пейзажного», импрессионистического натюрморта. Характерны и названия подобных произведений – «за самоваром» (И.Грабарь), «Рыбы при закате» (М.Ларионов), «Букет роз на берегу моря» (К.Коровин). На этом этапе натюрморт редко выделяется как самостоятельная тема, но шансы его рядом с другими жанрами почти уравнены
Другой формой «полунатюрмортов» можно считать декоративные панно Н,Сапунова: «Голубые гортензии» и «Пионы». Определенное натюрмортное начало здесь растворено в особом композиционном замысле. Важными для живописца являются само цветение, стихия цветов. Это в непривычных формах овеществленная мечта о прекрасном, темой которой стали цветы, вполне традиционный натюрмортный мотив, но теперь, лишенный натюрмортного характера
В конце XIX - начале XX в.в. художественная культура Западной Европы, а вслед за ней и России сделала резкий крен в сторону субъективных поисков в области формальных средств живописи. Крайним выражением данных устремлений стали такие направления, как фовизм, кубизм, супрематизм. К жанру натюрморта стали обращаться художники абсолютно разных стилистических направлений. Они из них экспериментировали с формой, пространством и цветом, увлекались поиском различной фактуры. Натюрморт писали и в строгой реалистической манере, и в манере декоративной, и в манере кубизма. Особую роль в расширении возможностей творческого натюрморта в России принадлежит художникам объединения «Бубновый валет»: Н.Гончаровой, П.П. Кончаловскому, А.В. Куприну, А.В. Лентулову
Пройдя сложный путь исканий в области живописной формы, эти мастера в советское искусство пришли уже сложившимися зрелыми художниками. Натюрморты, созданные этими художниками, говорят о формировании нового, революционного содержания в этом жанре.
В 1919 г. И.И.Машков создает «Натюрморт с самоваром» как своеобразный образ революционных преобразований в стране. Художник пытался обнаружить конкретную эстетическую ценность в вещах индустриального производства - железных, медных, чугунных. Жестко остро, без передачи деталей, изображает он большой набор изделий, которые плотно составлены в монолитную группу. Вряд ли подобный натюрморт был возможен в другие времена, так метко и остро отражая современную действительность.
Проходит время страна стабилизуется после революции. Вместе со всем народом, этот подъем радостно переживают художники. И. И. Машков пишет свои классические натюрморты «Снедь московская. Мясо, дичь» «Снедь московская. Хлебы». В работах 20 - 30-х годов отразились лучшие черты таланта Машкова: полнота выражения темы, реализм изобразительного языка, чуткость наблюдения жизни. Таким же заинтересованным отношением к миру, цепким восприятием окружающей действительности отмечается творчество П.П. Кончаловского. Его жизнелюбие обнаруживается как при выборе сюжетов, так и в манере письма, в том, как он, используя сочную цветовую палитру, свободно передает в своих картинах живое дыхание жизни. Он замечает его и в букете только что срезанной пышно расцветшей сирени, и в спелых бархатистых персиках. Другое понимание идеала – наблюдается в натюрмортах М.Сарьяна, в его по-восточному ярких букетах цветов, в сочетаниях сочных и красок. Натюрморт у Сарьяна – это, по сути, воплощение мечты о Востоке.