Высшая школа делового администрирования
Конференции
Октябрь 2023

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Евсеева Елена Викторовна
старший воспитатель
Рудакова Зоя Александровна
воспитатель
Андреева Валерия Анатольевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 210", г. о. Самара

Дошкольное детство – как раз тот самый период, когда ребенок активно знакомится с окружающим миром и исследует его. Дошкольник интересуется самыми разными видами деятельности, познает мир человеческих отношений и примеривает на себя всевозможные социальные роли. Ребенок в дошкольном возрасте стремится поступать как взрослый, подражая ему буквально во всем. Не удивительно, что именно в этом возрасте дети охотнее всего заражаются мечтой о своей будущей роли в трудовой и общественной жизни. Поэтому ознакомление дошкольников со спектром востребованных в обществе профессий является одной из важнейших задач в развитии ребенка.

Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. К сожалению, не в каждой семье в полной мере реализуется весь комплекс возможностей взаимодействия на ребенка в области профориентационного воспитания. Одни семьи просто не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют этого делать, а третьи –не понимают, зачем это вообще нужно. Поэтому родителям необходимо создание единого пространства «семья – родитель - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно и полезно. Выявление и анализ степени сформированности способности родителей к пониманию, сопереживанию в эмоциональной сфере своего ребенка, путем установления непосредственного визуального, коммуникативного и физического контакта. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания детей, а также развитие эффективных навыков коммуникации детей посредством образовательной игровой деятельности.

Система работы в ДОУ по формированию ранней профориентации совместно с семьей включает в себя:

- Открытые просмотры занятий, сюжетно-ролевых игр, в ходе которых родители получают возможность наблюдать за своими детьми, перенять у педагога приемы и методы воспитательного взаимодействия.

- «Неделя родительских профессий», когда в детский сад приглашаются родители воспитанников - представители различных профессий. Ребята с удовольствием рассматривают орудия труда фотоматериалы, с удовольствием задают вопросы представителю профессии.

- Совместные экскурсии с родителями на место их работы.

- Размещение на официальной странице группы в социальных сетях материалов, связанных с различными профессиями (дидактические игры, идеи поделок, раскраски, интерактивные игры, консультации для родителей и т.п.).

- Организация семинаров практикумов для родителей «Ранняя профориентация дошкольников», данная форма работы дает возможность подробно рассказать родителям о методах и приемах ознакомления с профессиями, показать значимость насыщения предметно-развивающей среды.

- Оформление родительских уголков. В родительских уголках помещается различная информация по ранней профессиональной ориентации дошкольников, организуются тематические фотовыставки «Все профессии важны», «Мамы разные нужны», «Мы трудимся, стараемся» и др.

- Конкурсы рисунков «Папина профессия», «Кем быть?», «Все профессии хороши», выставки поделок «Я сам», «Кому что нужно», «Мы строители»

Таким образом, в основе взаимодействия ДОУ и семьи, направленного на поиск новых граней ранней профориентации дошкольников, лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет выстроить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту.

Список литературы:

1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. — 2012. — №4. –с.4

2. Сальникова Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). вып. 1 – СПб.: Детство-пресс, 2018.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012.- 46 с.

4. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: учебно-методическое пособие – СПб.: Детство-пресс, 2012.